Жанна Вендина
Диагностика и коррекция чувства страха у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
В животном мире страх — эмоция, основанная на прошлом негативном опыте, играющая большую роль в выживании особи.
Фобия (от греч. «страх», боязнь — симптом, сутью которого является иррациональный неконтролируемый страх или устойчивое переживание излишней тревоги в определённых ситуациях или в присутствии (ожидании) некоего известного объекта.
Публикация «Диагностика и коррекция чувства страха у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определённых объектов, видов деятельности или ситуаций.
Страхи можно разделить на два вида:
1. Врожденные – выступают как часть механизма инстинкта самосохранения.
2. Приобретенные – вследствие получения негативного опыта, либо же, навязанные ближайшим окружением.
Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.
Существует несколько неочевидных причин, которые могут лежать в основе детских страхов:
1. Гиперопека
Ребёнок подвергается чрезмерной опеке со стороны родителей, постоянно слышит о том, что на каждом углу его ждет опасность. Это делает малыша неуверенным в себе и боязливым.
2. Недостаток внимания родителей
Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи.
3. Недостаток физической активности
Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
4. Агрессия матери по отношению к ребенку
Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
5. Нестабильная атмосфера в семье
Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Возрастная динамика возникновения страхов
0-5 месяцев:
страх перед внезапным шумом и ярким светом
6-8 месяцев:
страх глубины или чужаков
1 – 2 года:
страх разлуки, который постепенно рассеивается по мере осознания родительской любви
2-3 года:
• страхи, связанные с приучением к чистоплотности;
• страх быть покинутым - привязавшись к семье, ребенок чувствует свою зависимость от родителей и очень опасается их ухода;
• страх темноты. Сама по себе темнота не страшна, однако в темноте исчезает то, что было известно и знакомо ребенку. Предметы, на которые он смотрел в свете дня, выглядят во мраке иначе, и ему трудно их узнать.
3-6 лет:
• появляются страхи, связанные с физической цельностью тела;
• боязнь животных;
• страх темноты;
• т. к. границы между фантазией и реальностью еще размыты, возрастает агрессивность и усиливаются страхи перед чудовищами и ведьмами
6-7 лет:
• страх быть отвергнутым окружением;
• страх потерпеть неудачу и стать объектом насмешек учителей и товарищей;
• страх гибели. Ребенок осознаёт, что время течет в одном направлении, и это подводит его к теме смерти, усиливая трепет перед ней.
Превалирующие страхи
у детей 5-7 лет
2009 год
В 2009 году нами было проведено первое исследование чувства страха у детей. В диагностике участвовало 32 ребёнка старшего дошкольного возраста, проживавшие в г. Курганинске Краснодарского края. Обследование проводилось с помощью методик «Нарисуй свой страх» (А. И. Захарова в модификации М. А. Панфиловой) и «Страхи в домиках» (А. И. Захарова). Некоторые дети из семей, пострадавших от наводнения, потому в их рисунках отражены боязнь перед стихией, наводнением, глубиной (см. Диаграмма№1).
Диаграмма №1
Превалирующие страхи
у детей 5-7 лет
2019 год
В 2019 году нами было проведено повторное исследование чувства страха у детей. В диагностике участвовало 84 ребёнка старшего дошкольного возраста, воспитанники МБДОУ №22, г. Майкопа. Обследование проводилось так же, с помощью методики «Нарисуй свой страх» (А. И. Захарова, в модификации М. А. Панфиловой). Наиболее выраженными были страхи, связанные с фильмами ужасов компьютерными играми в жанре хоррор (см. Диаграмма№2)
Диаграмма №2
Следует отметить, что в исследовании принимали участие воспитанники трёх подготовительных групп, назовём их: «Группа №1», «Группа №2» и «Групппа№3».
Во время наблюдения за игровой деятельностью групп №1 и №2, дети «проигрывали» сюжеты из фильмов ужасов и компьютерных игр. Так, например, дети играли в «Зомби», «Мишку Фредди» и «Бабку Гренни», воспитатели не поощряли этих игр, но и ни как не воспрепятствовали им. В 80% рисунков воспитанников этих групп отображался страх перед данными персонажами. Возможно, игра в данном случае производила неосознанный коррекционный эффект, т. к. выплёскивая, «переживая» негативные эмоции в процессе игры, дети преодолевали чувство страха перед тем или иным персонажем. Однако, данная ситуация имеет и обратный эффект для детей, не знающих о существовании подобных персонажей: в процессе игры, они узнают, что существует некое страшное существо, которого нужно бояться. В рисунках таких детей данный персонаж не похож на изображение в фильме или игре, однако ребёнок чётко обозначает его название, например: «Это клоун «ОНО», он охотится на детей».
В группе №3 воспитатели запрещали детям играть в подобные игры и как-либо упоминать существование в реале подобных персонажей, указывая на то, что они выдуманы. Страх перед подобными персонажами отображался только в 15% рисунков испытуемых и не навязывался другим детям.
Построение коррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста основывается на игровой деятельности и строится в соответствии с возрастом и спецификой чувства страха ребёнка. Она может быть групповой и индивидуальной. Так, если ребенок испытывает, так называемые «социальные» страхи – боязнь быть в новом коллективе, страх перед выступлениями и т. д., то лучше всего включить его в малую терапевтическую группу, внутри которой будут созданы тёплые, доверительные отношения и ребенок сможет получить поддержку от других членов группы.
Если это страх, связанный с нарушениями в общении с семьёй, страх перед наказанием, боязнь сделать что-то не так, то необходимо провести предварительную работу непосредственно с самими родителями, а после включить в данную работу и самого ребёнка.
Боязнь перед персонажами компьютерных игр, фильмов ужасов, темнотой, боязнь диких животных можно корректировать как в группе, так и индивидуально, предварительно установив причину возникновения чувства страха у ребёнка.
Поводом для углублённой индивидуальной коррекционной работы может стать чрезмерная подверженность ребёнка чувству страха, определить которую можно, в том числе и с помощью физических проявлений организма ребёнка во время диагностики: плаксивость, чрезмерная потливость, тремор конечностей, запинка речи, а так же замкнутость и отказ от деятельности.
Приведём наглядный пример.
Испытуемая В., 6 лет, воспитывается в полной семье, входящей в группу риска. Мать девочки состоит на учёте в психоневрологическом диспансере, периодически помещается на лечение в клинику, в связи с анорексией, возникающей на почве психического расстройства. В семье так же есть старшая дочь, имеющая отклонения в развитии. Сама же испытуемая нарушений в развитии не имеет, активна, коммуникабельна, пользуется любовью и уважением среди сверстников, воспитатели характеризуют её с положительной стороны.
Обследование проводилось в группе. Детям зачитывалась сказка о «Художнике и Страхе», после чего предлагалось нарисовать свой собственный страх, по окончании с каждым ребёнком проводилась индивидуальная беседа по рисунку.
Во время диагностики испытуемая долго не могла приступить к работе, переворачивала рисунок и рисовала с обратной стороны листа. Хорошо было заметно волнение и неуверенность. Рисунок закончила последней, но когда дело дошло до беседы, не смогла ответить на вопросы, т. к. с ней случилась истерика: плакала, не хотела говорить, дрожала. Договорились о том, что она немного поиграет, отвлечётся, а потом будет проведена повторная беседа.
После того, как ребёнок успокоился, вновь приступили к беседе по рисунку. Девочка во время беседы предпочла сидеть на коленях у психолога, таким образом, получая дополнительное чувство защиты. На оной стороне листа девочка изобразила плюшевого медведя из глаз которого текла кровь. На обратной стороне был изображен тот же медведь только с обычными глазами. Но к полноценной беседе по рисунку удалось приступить только после того, как вместе с девочкой медведю пририсовали улыбку. Девочка пояснила, что дома, в её спальне на шкафу сидит игрушечный медвежонок, у которого оторвались глаза и порван бок и что когда ночью выключается свет, ей кажется, что у медведя из глаз течет кровь и он хочет её напугать. Так же, девочка пояснила, что неоднократно говорила об этом маме, но та не реагировала на её переживания, а только усиливала страх, пугая тем, что если она не уснёт, то медведь ей заберёт.
По ходу беседы девочке было предложено изменить рисунок, пририсовав реснички и бантик медведю, и придумать историю о том, что у мишки просто заболели глазки, но она его обязательно вылечит, тем самым первично сняв психоэмоциональное напряжение перед раздражителем и улучшив эмоциональный фон ребёнка.
Вторым этапом, стала непосредственно, психологическая консультация с мамой, в ходе которой было установлено, что ребенок нуждается в большей поддержке и внимании со стороны матери. Так же, маме было предложено принести в сад игрушку, которая послужила катализатором чувства страха.
На третьем этапе было проведено коррекционное занятие с девочкой, во время которого она выступила в роли доктора, «вылечившего» медвежонка, приклеив ему новые глаза, и зашив порванный бок.
Совместное коррекционное занятие, направленное на установление более тёплых, доверительных взаимоотношений между матерью и ребёнком, было решено не проводить, ввиду психического расстройства матери.
Итогом коррекционной работы, стало полное избавление ребёнка от чувства страха перед игрушкой, а так же избавление от боязни темноты. Дальнейшее наблюдение показало, что и взаимоотношения между матерью и ребёнком улучшились - она стала более внимательна к проблемам ребёнка.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы:
1. Необходимо своевременно проводить профилактическую работу со всеми участниками образовательного процесса, направленную на устранение факторов, влияющих на формирование чувства страха у детей.
2. Своевременная диагностика и коррекция чувства страха у детей способствует устранению барьеров и трудностей в психологическом развитии детей, способствует гармонизации развития личности ребёнка.
Важно помнить о том, что страхи присущи всем и от степени успешности в их преодолении зависит дальнейшее развитие личности ребёнка. Педагогам и родителям важно научиться понимать и принимать детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами и своевременно оказывать помощь и поддержку. Все, что требуется от взрослых в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх ребёнка, и найти правильный способ борьбы с этим страхом.