Галина Черемисова
Диагностические задания для обследования словаря антонимов и синонимов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностические задания для обследования словаря антонимов и синонимов у дошкольников.
МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.
Принцесса красивая, а Баба Яга. (страшная, безобразная).
Ночью темно, а днем. (светло).
Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то. (грустит, огорчается, плачет).
Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит. (быстро).
Торт сладкий, а лимон. (кислый).
Публикация «Диагностические задания для обследования словаря антонимов и синонимов у дошкольников» размещена в разделах
Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.
Воспитатель:
Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сыновья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».
А как бы вы обратились к ним? (Дети)
Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.
Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)
Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчику, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.
Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)
Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выгнал. Развеселился Зайчик.
Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (Обрадовался, рассмеялся)
МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например, «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. (низко, скажу я слово «далеко», а ты ответишь. (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).
Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Напри-мер: как можно сказать о враче по-другому. (доктор); о собаке. (пес, щенок).
радуется —. (Веселится);
плачет —. (Ревет, рыдает);
дети —. (Ребята, девочки и мальчики, малыши);
красивый —. (Прекрасный).
Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям.
искусный мастер —. (Хороший);
верный друг —. (Настоящий);
ветхая избушка—. (Старая);
трава стала желтая —. (Пожелтела).
Задание 3. Подбор слов – антонимов.
Материалом обследования служат слова (грустный, молодой, тонкий, трусливый, высоко, далеко, смеяться, бежать, разговаривать, добро).
Данное задание проводиться в форме игры «Скажи наоборот». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению.
Задание 4. Подбор слов – синонимов.
Материалом обследования служат слова (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Задание проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается слово-стимул и дается задание : «Подбери к данному слову другое, близкое по смыслу».
Задание 5. Подбор определений.
Материалом обследования служат упражнения с предметными картинками (мяч, яблоко, дерево, собака, человек).
Ребенку дается задание – найти признак предмета. Одним из видов помощи ребенку могут быть дополнительные вопросы такого плана: «Дерево. Какое оно? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?».
Задание 6. Подбор действий.
Материалом обследования служит картинный материал (кошка, собака, рыба, змея, птица, лошадь, лягушка, человек, врач, учитель, повар, художник, милиционер и др.) и вопросы.