Наталия Мысина
Диагностические материалы для выявления у детей сформированности метательных движений
▼ Скачать + Заказать документы
Меткость – это способность посылать предмет в намеченную цель или даль. Систематические упражнения на разные виды метания развивают в ребенке умение сочетать волевое усилие с собранностью внимания, сосредоточенностью, целенаправленностью и координацией движения при обязательном глазомерной оценки расстояния; развивают все группы мышц, особенно плечевого пояса, а также ловкость, гибкость, быстроту реакции, быстроту мышления, чувство равновесия.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАНИЯ ВДАЛЬ.
Публикация «Диагностические материалы для выявления у детей сформированности метательных движений» размещена в разделах
Проводится на участке. Выбирается дорожка, длина которой 15-20 м, ширина 4-5 м; дорожка размечена на метры или 0,5 м флажками. Отмечается начальная черта, к которой встает метающий ребенок. Для метания берутся мячи (мешочки) весом 150 г для детей средней группы, 200-250 г для детей старшей и подготовительной к школе групп. Инструктор предлагает ребенку встать у черты и бросить мешочек с песком как можно дальше правой и левой рукой способом «из-за спины через плечо». Ребенок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Лучший результат записывается в протокол № 1. Количественный результат записывается в метрах и сантиметрах, проводится качественная оценка техники метания. (Для метания правой рукой используются мешочки красного цвета, а для метания левой мешочки зеленого цвета).
КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА (СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
И. п. : при метании правой рукой стойка ноги врозь левая, тяжесть тела равномерно распределена, рука с мешочком внизу, туловище повернуто в сторону броска.
Прицеливание: туловище немного подается вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, правая рука поднимается вперед – вверх, ребенок совмещает видимый ориентир и конец мешочка.
Замах: рука проносится вниз – назад около колена и отводится в крайнее заднее положение, туловище отклоняется назад, правая нога сгибается в колене и на нее переносится тяжесть тела, левая ставится на пятку, левая рука выносится вперед – «положение натянутого лука».
Бросок: правая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, туловище наклоняется вперед, рука проносится около головы резким маховым движением кистью совершает бросок.
Сохранение равновесия, правая нога приставляется к левой.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТАНИЯ НА ДАЛЬНОСТЬ ПРАВОЙ РУКОЙ В МЕТРАХ (Г. ЮРКО)
Пол 5-6 лет пр. рука
Мальчики 3,9–5,7
Девочки 3,0–4,4
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТАНИЯ НА ДАЛЬНОСТЬ ЛЕВОЙ РУКОЙ В МЕТРАХ (Г. ЮРКО)
Пол 5-6 лет левая рука
Мальчики 2.4–4,2
Девочки 2.5–3,5
Для определения уровня сформированности метательных движений (метание вдаль мешочка) весом 200 гр. использована следующая система оценок:
н/с – навык не сформирован
ч/с – навык сформирован частично
п/с – навык сформирован полностью
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА МЕТАНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНУЮ И ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ.
Во время диагностики техники метания фиксируется 3 попытки, засчитывается лучший результат (т. е. метаем 5-6 раз сначала левой рукой, затем 5-6 раз правой, повтор 3-4 раза, выполнять повтор необходимо, чтобы руки запомнили сначала само движение, затем отрабатывается его техника)
НАВЫК МЕТАНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ
Обследование проводится в физкультурном зале или на спортивной площадке в виде игры «Меткий стрелок». На высоте 3-4 м – в старшей группе дети совершают бросок, стараясь попасть точно в мишень. Самому меткому стрелку вручается медаль «За острый глаз». Результаты фиксируются в таблице. Ребёнок может выбрать способ «из-за спины через плечо» и «прямой рукой сверху».
НАВЫК МЕТАНИЯ В ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ
Обследование проводится в физкультурном зале в виде игры «Накормим белочку». Ребёнку предлагается помочь белочке приготовить запасы на зиму, наполнив её корзинку шишками, орехами и грибами. Для этого надо встать у черты и бросить «шишку» (мешочек) в корзину (d около 50-60 см, расположенную на полу на расстоянии 3-4 м –в старшей группе. Ребёнок выполняет по 3 попытки каждой рукой.
При метании в горизонтальную цель ребё нок может пользоваться двумя способами: «прямой рукой сверху» и «прямой рукой снизу». В старшем возрасте изменения происходят только в технике замаха. При броске способом «прямой рукой сверху» бросающая рука поднимается вверх, а способом «прямой рукой снизу» – отводится вниз – назад. В протоколе фиксируется факт попадания в цель (+) или его отсутствие (-).
Для определения уровня сформированности метательных движений (метание в вертикальную и горизонтальную цель мешочка) весом 200 гр. использована следующая система оценок:
н/с – навык не сформирован
ч/с – навык сформирован частично
п/с – навык сформирован полностью
+ попадание в цель
- отсутствие попадания в цель
КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА НАВЫКА МЕТАНИЯ В ВЕРТИКАЛЬНУЮ И ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ ЦЕЛЬ
Вертикальная цель Горизонтальная цель
Возраст - 5-7 лет
Прицел - стоя лицом в направлении броска,
Левая нога у линии броска, правая чуть сзади, левая рука впереди, правая рука согнута в локте, прицеливание на уровне глаз.
Замах – правой рукой, согнутой в локте, движением вниз - назад-вверх, одновременно с поворотом
вправо, сгибая правую ногу, поворот тела в сторону броска.
Бросок – резким движением от плеча вперед с переносом веса тела на левую ногу, выполнить бросок в цель, сохраняя равновесие Прицел – стоя в полоборота к мишени, левая нога у линии броска, правая чуть сзади.
Правая рука вверху, чуть выше уровня головы, согнута в локте, левая в удобном положении: или свободно опущена вниз, или согнута в локте перед грудью.
Замах – с переносом сгибанием ног и переносом тяжести на правую ногу, левую на носок. Одновременно разгибая правую
руку и размашисто отводя её слегка вниз-назад 2-3 раза стремительно перенести вес тела снова на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина чуть прогнута назад.
Бросок – продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую ногу на носок; правую руку резко с силой выпрямить, резким движением кисти бросить предмет вдаль – вверх в заданном направлении.
Выполняя бросок - сохранять равновесие вправо, сгибая правую ногу, поворот тела в сторону броска.
Бросок – резким движение от плеча вперед с переносом веса тела на левую ногу, выполнить бросок в цель, сохраняя равновесие. тяжести тела на правую ногу, левую на носок с одновременным поднятием вверх правой руки, согнутой в локте. Бросок – с поворотом в сторону мишени и переносом тяжести тела на левую ногу- правую на носок.
Резким сильным движением руки вверх-вперед, включая силу кисти руки при броске выполнить метание в цель, сохраняя при этом равновесие.