Ольга Поспелова
Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
[Детское экспериментирование – средство
познавательного развития дошкольников.
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с
«Солнышко», у. Тохой Поспелова О. И.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать - и я пойму»
Она чётко показывает, что по факту так и есть.
Публикация «Детское экспериментирование — средство познавательного развития дошкольника» размещена в разделах
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что всё вокруг новое и интересное. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Ребёнок изучает мир, как может и чем может: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями. Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.
Задайте себе вопросы: «Почему так происходит? Кто в этом виноват?»
А это происходит из-за взрослых, которые часто говорят ребёнку, например: «Отойди от лужи, вымокнешь и испачкаешься! Не трогай песок, он грязный! Не бери снег в руки, он холодный! Не смотри по сторонам, споткнёшься!», и все эти фразы не лишены смысла.
Мы часто слышим их, как от родителей, так и от воспитателей, и естественно отбиваем интерес у ребёнка к исследованиям. Вспомните, как интересно взять снег в руки, попробовать, почему он такой (лепится – не лепится, что с ним происходит (почему тает); почему один песок пересыпается, а другой нет (сухой - мокрый) .
Когда мы раз за разом запрещаем ребенку что-то, проходит время и ему совершенно не интересно становится происходящее рядом, это не заслуживает его внимания. Например: «Почему с деревьев листья опадают? Откуда дождик берётся? Почему корабли не тонут?»
Для того, чтобы детки не теряли этот интерес к окружающему миру, важно вовремя поддерживать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.
Задача воспитателя - не пресекать, а способствовать активному развитию экспериментальной и исследовательской деятельности. Стоит отметить, что на сегодняшний день очень мало методической литературы по организации экспериментирования, которая помогла бы раскрыть методику работы по данному направлению
Что же такое исследовательская деятельность - это поиск и приобретение новой информации от внешнего мира.
Исследовательская активность, это естественное состояние каждого ребёнка, потому что он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
Познавательно - исследовательская деятельность зарождается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование (с вещами, погремушками, в ходе которого, например, возникает простейшее деление предметов: по цвету, форме, назначению.
В младшем дошкольном возрасте познавательно - исследовательская деятельность начинается через игру. Мы предлагаем детям пересыпать, переливать различные материалы и вещества. Знакомим со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла.
В старшем дошкольном возрасте в виде детского экспериментирования с прогнозами. Например: «Что произойдет с водой в сосуде на улице зимой? Почему так называется? Каким станет семечко через 10 дней?» - вопросы начинают задавать дети старшего возраста воспитателю, родителям, чтобы получить ответ и понять, почему это так. Взрослому нужно быть готовым дать ответы на эти вопросы и помочь детям.
Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа.
1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.
2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.
3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.
4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Классификация наблюдений и экспериментов.
По характеру объектов, используемых в эксперименте :
- опыты с растениями;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т. д.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
Экспериментальная деятельность делится на два этапа.
Первый - когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка.
Второй вид - когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослыми.
Психолог - педагог Н. Н. Подьяков выделяет эти два вида поисковой деятельности у дошкольников и поясняет, что на первом этапе ребёнок бескорыстно пробует объект, ставит перед собой цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, интересы, свою волю. По второму виду этот педагог говорит что когда ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, дети получают те результаты от экспериментов, которые им заранее определили, то есть если в первом случае ребёнок проводит исследование или эксперимент получает итог таким какой получается; то на втором этапе не может быть никакого другого итога, только который запланировали взрослые по данному эксперименту.
Модель исследовательских технологий.
1. Создаётся проблемная ситуация - почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.
2. Выдвижение гипотез.
3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.
4. Проверка гипотез - что получилось при использовании материала.
5. Формулирование и оформление вывода.
Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание. Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет.
Хочется отметить такой момент: подвижный и активный ребёнок в возрасте 4-5 лет - живчик, (эти выводы сделали учёные) задаёт около 400 вопросов, это очень много и далеко не на все вопросы можно ответить так чтобы ребёнок их понял. Для этого (как говорят учёные) педагог должен проводить экспериментирование в детском саду, например: «Почему ветер дует?», «Отчего предметы падают вниз, а не вверх?», «Почему лёд твёрдый, а вода нет?». На эти и другие вопросы можно ответить, если провести опыт, в ходе которого ребёнок сам увидит закономерности, своими глазами.
Какие же есть эксперименты в детском саду? Что является объектом детского экспериментирования (Не живая, живая природа, другие материалы)
Как можно оформить уголок экспериментирования в ДОУ?
Их много, но самые распространё нные - это пять: постоянная выставка, приборы, схемы, материал природный и бросовый, место для проведения опытов.
Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей.
В младшем возрасте нужно проводить опыты, которые не опасны для детей, например: «Мы поймали воздух», с использованием шариков или полиэтиленовых небольших прозрачных пакетов; «Я вижу воздух», с трубочкой и стаканом воды; «Тонет - не тонет», с водой и мячом, колечком; «Вода меняет цвет», с использованием красок, и т. д. Эти опыты детям будут интересны, понятны и совершенно безопасны. Надо помнить, что эти опыты должны быть всегда яркими, интересными и самое главное, приносили детям пользу, обогащали их в плане развития, в получении информации.
Существуют правила при выборе темы в поисково - экспериментальной деятельности, она должна быть интересна ребёнку, увлечь его. ОД необходимо четко разрабатывать, формулировать вопросы, задачи, действия, которые будет выполнять ребёнок. Если ребёнок проводит эксперимент сам, либо по вашему заданию, вы всегда должны быть рядом, так как может возникнуть ситуация, при которой что-то не получается, и тогда вы должны прийти на помощь. Ребёнку необходимо закончить эксперимент, чтобы не возникло желание в следующий раз даже не приступать к действиям, ведь все равно ничего не выйдет.
Задача, которая стоит перед воспитателем: учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цели эксперимента, отбирать материал для самостоятельной деятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремлённость.
Опыты - наблюдения еще одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которые проводятся как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности, на прогулке. Интересно, детям проводить наблюдения за объектами живой природы (посадить семена цветов и наблюдать за ними, за их ростом, потом пересадить на огород). Дети любят наблюдать за животными, птицами, рыбками.
. Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно, нужно помочь, дать время.
После окончания эксперимента дети должны самостоятельно приводить в порядок рабочее место.
Если ребёнок - исследователь найдёт поддержку у воспитателя, (при своих исследованиях, и научится проводить эксперименты, выполняя различные действия, то предполагают, когда он вырастет, станет «Исследователь – взрослый». Малыш вырастет умным, наблюдательным, человеком, который может самостоятельно делать выводы, мыслит логически; человеком который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.