Юлия Барловская
Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают не просто игрушки, а игрушки, объединённые какой-то тематикой. Огромную ценность для детей представляют игрушки из шоколадных яиц, «монстры», лошадки «PONY VILLE». Количество и разнообразие таких игрушек придают их обладателю особый вес: дети собирают игрушки, хранят их в особых коробочках, с гордостью демонстрируют свои собрания, обмениваются друг с другом, называя при этом их коллекцией.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Коллекционирование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Для того чтобы поддержать эту детскую инициативу и с целью развития познавательно-исследовательской деятельности, мы решили в группе создать свои коллекции : весной собирали красивые, необычные камни; дети, возвращаясь из отпусков, привозили разнообразные ракушки. В этом году мы пополнили свои имеющиеся коллекции ещё одной - коллекцией игрушек из шоколадных яиц.
В процессе создания и пополнения коллекций нами решаются следующие задачи: знакомим детей с понятиями «коллекция», «коллекционер»; привлекаем взрослых к совместному с детьми коллекционированию; показываем разнообразный мир коллекций.
Дети из всего разнообразия игрушек будут искать именно ту, которой у него ещё нет, и родители зачастую поддерживают детскую «собирательность», что способствует расширению кругозора детей, развивает их познавательную активность. А когда дети и взрослые занимаются одним делом, исчезают многие проблемы в их взаимоотношениях, а также во взаимоотношениях между детьми. [2, с. 124] Дети с удовольствием играют своими коллекциями, используя их в сюжетно - ролевых играх, с упоением рассказывают о новых приобретениях. Дети знают всю историю игрушек, которых они собирают, рассказывают удивительные истории из «жизни» своих экспонатов. Эмоциональная привязанность детей к тому или иному предмету коллекции объясняется не его объективной ценностью или редкостью, а историей его приобретения, сильным желанием иметь такую игрушку, чувствами к человеку, подарившему данный предмет.
Чтобы такое увлечение дошкольников не было бессмысленным сбором, а способствовало развитию исследовательских умений, процессом коллекционирования необходимо управлять. Здесь неоценима помощь родителей. Если родители поддерживают интересы ребёнка, направляют его познавательную деятельность, то это способствует формированию таких качеств, как любознательность, пытливость и наблюдательность, что развивает активность детей и чёткую познавательную направленность.
У дошкольников нужно воспитывать бережное отношение к коллекции. Они должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, в то же время их нельзя делать неприкасаемыми, тогда дети теряют к ним интерес. Они должны иметь возможность не только рассматривать, но и перебирать вещи, располагая их по-своему.
Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, даёт навыки исследовательской деятельности. Стойкость к коллекционированию у дошкольников во многом зависит от того, культивируют ли взрослые его собирательство или гасят желание своим пренебрежительным отношением. [3]
Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции можно использовать в различных видах детской деятельности :
• познавательная : развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений – временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
• игровая – игры-викторины, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, театрализованные игры, игры – драматизации (сказки, цирк);
• продуктивная – реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы сравнивали и проводили эксперименты с имеющимися у нас коллекциями камней и ракушек, нами были проведены такие опыты как «тонет — не тонет», «тяжёлый — лёгкий», «хрупкий — прочный» и т. д. А также оформление выставок коллекций.
• коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• трудовая – при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;
• чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;
• художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.) [4]
Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность с занятиями по математическому развитию, изодеятельности, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время); в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты); в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды). [4]
Составной частью нашей работы было формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому мы рассказывали о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они с обычного собрания редкостей одного человека. [1, с. 9] В нашем саду несколько лет назад был создан музей журавлей, где были представлены журавли разнообразных видов из различного рода материалов. Но для создания дополнительной группы в детском саду, музей пришлось расформировать.
Стойкость пытливого отношения детей к созданию коллекции зависит от того, культивируют ли взрослые такое отношение к собирательству; следовательно, помощь родителей просто необходима. [2, с. 125] Папы и мамы нас поддержали, и мы организовали выставку коллекций в нашем саду, куда родителями были принесены разнообразные виды коллекций : от детских игрушек, разного вида ёжиков, статуэток, до систематизированных коллекций этикеток от спичечных коробков и календариков 40-летней давности.
На основе проделанной нами работы можно сделать следующие выводы: значение коллекционирования в образовательном процессе очень велико:
• это новое направление работы с детьми, расширяющей сенсорный опыт;
• особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей;
• использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи;
• рациональное и интересное с точки зрения творческого подхода использование образовательного пространства, позволяющего разнообразить детскую деятельность. Эффективный способ приобщения к неживой природе;
• в процессе коллекционирования у детей развиваются процессы и умения, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные, психические процессы (внимание, нестандартное мышление, умение наблюдать, выделять главное, устанавливать аналогию и комбинировать.
Список литературы:
1. В. Миленко, В. Лепетюха. Коллекционирование. Форма организации познавательной деятельности старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2011. - №10, - с. 9.
2. Л. Султанова. В мире детских коллекций // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4, - с. 124
3. МКДОУ «Солнышко», с. Амурзет [ электронный ресурс ]. - https://mdou-solnihko.ucoz.ru . - (дата обращения 18.03.2015).
4. МБДОУ Детский сад №29 «Журавушка» [ электронный ресурс ]. - https://ds29.detkin-club.ru/editor/1877/files/a4be5009d7e1a4ad9b0f9ec42c23f5ad.pdf. - дата обращения (18.03.2015).