Ефимцева Людмила Валерьевна
Детское экспериментирование для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Одной из самых актуальных проблем современного дошкольного образования согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта является развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста.
С самого рождения ребенок является исследователем. Неутолимое стремление получить множество новых ощущений, любопытство, упорное желание экспериментировать и самостоятельно находить свежую информацию об окружающей действительности, выступает главной особенностью детского поведения [2].
Публикация «Детское экспериментирование для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Дошкольник учится не только получать интересующую его информацию, но и приобретает возможность пользоваться полученными знаниями. В связи с этим, чем ребенок активнее принимает участие в образовательном процессе – исследует, наблюдает и анализирует, экспериментирует и сравнивает, тем стремительнее будут формироваться его познавательные способности и повышаться познавательная активность.
Л. Р. Болотина отмечает, что с самого раннего возраста необходимо создавать условия для проявления интереса и любознательности у ребенка дошкольного возраста к окружающему миру [1].
В своей работе И. В. Михеева подчеркивает, что именно познавательная активность, главным образом, должна обеспечивать удовлетворение исследовательских потребностей в освоении дошкольником чего-то нового [3].
Среди доступных форм исследования познавательной активности в современной теории и практики дошкольного образования, особое место занимает детское экспериментирование. Детское экспериментирование – это способность познавать новые свойства и связи окружающих объектов разными действиями, которые дают возможность развивать все стороны личности ребенка [3].
Детское экспериментирование позволяет ребенку дошкольного возраста расширить кругозор, способствует обогащению опыта самостоятельной деятельности и саморазвитию дошкольника.
В своих трудах М. В. Салалыкина отмечает, что с раннего дошкольного возраста у детей возникает потребность в экспериментировании, и что благодаря ему происходит формирование личности и развитие познавательных способностей ребенка [6].
Формирование и расширение представлений об объектах и предметах окружающего мира путем практических действий у детей дошкольного возраста, является главной целью экспериментирования.
Детское экспериментирование способствует активному становлению мыслительных процессов. Дошкольник в процессе наблюдения за объектами опыта, анализирует, сравнивает и обобщает полученную информацию, и в заключении делает простейшие выводы. Исследовательские характеристики у дошкольника проявляются в разнообразных моментах жизни: на прогулке, во время занятий, в самостоятельной деятельности, все это способствует стремительному познанию ребенком окружающей среды.
Л. В. Рыжова утверждает, когда ребенок пробует самостоятельно проделать опыт, он запоминает его навсегда [4]. В связи с этим, познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста в качестве основной формы поисковой деятельности можно отнести к деятельности экспериментирования.
И. В. Михеева считает, что так как детское экспериментирование занимает важное место в познавательном развитии детей дошкольного возраста, то для реализации их исследовательской активности следует создавать специальные условия: развивающую предметно-пространственную среду, организовывать взаимодействие с семьей дошкольника, включать познавательно-исследовательскую деятельность в образовательный процесс [3].
В своей работе И. А. Савинова отмечает, что детское экспериментирование является ведущим видом деятельности в период дошкольного развития ребенка [5].
Детское экспериментирование дает дошкольнику почувствовать себя исследователем и первооткрывателем, так как позволяет ответить на многочисленные вопросы. Процесс познания – это творческий процесс, в ходе которого необходимо поддерживать и развивать у ребенка интерес к исследованиям, новым открытиям и создавать доступные для этого условия.
М. В. Салалыкина подчеркивает, что деятельность экспериментирования является для дошкольника определенной формой познания, так как ребенок в ней выступает исследователем, поскольку самостоятельно воздействует разными способами на окружающие его предметы и явления, чтобы освоить и познать их [6].
Особенностью экспериментальной работы является стимулирование у дошкольника познавательной активности и любознательности, а также активизации восприятия обучающего материала и знакомства с этическими правилами общественной жизни. Развитие познавательного интереса в следствии экспериментальной деятельности позволяет ребенку дошкольного возраста стремиться к самостоятельному познанию и размышлению.
И. А. Савинова подчеркивает, что детское экспериментирование оказывает положительно влияние на эмоциональную сферу дошкольников и на формирование его творческих, интеллектуальных и волевых особенностей [5].
Важно отметить, что формирование познавательной деятельности дошкольников с помощью элементарного экспериментирования способствует развитию умений наблюдать, сравнивать, выделять значимые признаки предметов. Детское экспериментирование способствует обучению проводить опыты, высказывать свои мысли и предположения, а также демонстрировать результаты своей деятельности при помощи действия и слова.
Следует выделить и воспитывающие функции детского экспериментирования, которые дают возможность создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность и формировать доброжелательное отношение у детей дошкольного возраста друг к другу.
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что детское экспериментирование является эффективной формой познавательного развития, так как имеет всесторонний развивающий потенциал. В процессе экспериментирования дети дошкольного возраста учатся определять проблему и самостоятельно находить пути ее решения, выдвигать гипотезы, и реализовывать их на практике, самостоятельно делать элементарные выводы.
Список литературы
1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования : учеб. пособие. – СПб: Детство-Пресс. – 2015. – 208 с.
2. Савинова И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – №12. – С. 112–118.
3. Салалыкина М. В. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 132 – 135.
4. Коньшина Н. Р. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL :