Ефимцева Людмила Валерьевна
Детское экспериментирование для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из самых актуальных проблем современного дошкольного образования согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта является развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста.
С самого рождения ребенок является исследователем. Неутолимое стремление получить множество новых ощущений, любопытство, упорное желание экспериментировать и самостоятельно находить свежую информацию об окружающей действительности, выступает главной особенностью детского поведения [2].
Публикация «Детское экспериментирование для развития познавательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольник учится не только получать интересующую его информацию, но и приобретает возможность пользоваться полученными знаниями. В связи с этим, чем ребенок активнее принимает участие в образовательном процессе – исследует, наблюдает и анализирует, экспериментирует и сравнивает, тем стремительнее будут формироваться его познавательные способности и повышаться познавательная активность.
Л. Р. Болотина отмечает, что с самого раннего возраста необходимо создавать условия для проявления интереса и любознательности у ребенка дошкольного возраста к окружающему миру [1].
В своей работе И. В. Михеева подчеркивает, что именно познавательная активность, главным образом, должна обеспечивать удовлетворение исследовательских потребностей в освоении дошкольником чего-то нового [3].
Среди доступных форм исследования познавательной активности в современной теории и практики дошкольного образования, особое место занимает детское экспериментирование. Детское экспериментирование – это способность познавать новые свойства и связи окружающих объектов разными действиями, которые дают возможность развивать все стороны личности ребенка [3].
Детское экспериментирование позволяет ребенку дошкольного возраста расширить кругозор, способствует обогащению опыта самостоятельной деятельности и саморазвитию дошкольника.
В своих трудах М. В. Салалыкина отмечает, что с раннего дошкольного возраста у детей возникает потребность в экспериментировании, и что благодаря ему происходит формирование личности и развитие познавательных способностей ребенка [6].
Формирование и расширение представлений об объектах и предметах окружающего мира путем практических действий у детей дошкольного возраста, является главной целью экспериментирования.
Детское экспериментирование способствует активному становлению мыслительных процессов. Дошкольник в процессе наблюдения за объектами опыта, анализирует, сравнивает и обобщает полученную информацию, и в заключении делает простейшие выводы. Исследовательские характеристики у дошкольника проявляются в разнообразных моментах жизни: на прогулке, во время занятий, в самостоятельной деятельности, все это способствует стремительному познанию ребенком окружающей среды.
Л. В. Рыжова утверждает, когда ребенок пробует самостоятельно проделать опыт, он запоминает его навсегда [4]. В связи с этим, познавательную деятельность ребенка дошкольного возраста в качестве основной формы поисковой деятельности можно отнести к деятельности экспериментирования.
И. В. Михеева считает, что так как детское экспериментирование занимает важное место в познавательном развитии детей дошкольного возраста, то для реализации их исследовательской активности следует создавать специальные условия: развивающую предметно-пространственную среду, организовывать взаимодействие с семьей дошкольника, включать познавательно-исследовательскую деятельность в образовательный процесс [3].
В своей работе И. А. Савинова отмечает, что детское экспериментирование является ведущим видом деятельности в период дошкольного развития ребенка [5].
Детское экспериментирование дает дошкольнику почувствовать себя исследователем и первооткрывателем, так как позволяет ответить на многочисленные вопросы. Процесс познания – это творческий процесс, в ходе которого необходимо поддерживать и развивать у ребенка интерес к исследованиям, новым открытиям и создавать доступные для этого условия.
М. В. Салалыкина подчеркивает, что деятельность экспериментирования является для дошкольника определенной формой познания, так как ребенок в ней выступает исследователем, поскольку самостоятельно воздействует разными способами на окружающие его предметы и явления, чтобы освоить и познать их [6].
Особенностью экспериментальной работы является стимулирование у дошкольника познавательной активности и любознательности, а также активизации восприятия обучающего материала и знакомства с этическими правилами общественной жизни. Развитие познавательного интереса в следствии экспериментальной деятельности позволяет ребенку дошкольного возраста стремиться к самостоятельному познанию и размышлению.
И. А. Савинова подчеркивает, что детское экспериментирование оказывает положительно влияние на эмоциональную сферу дошкольников и на формирование его творческих, интеллектуальных и волевых особенностей [5].
Важно отметить, что формирование познавательной деятельности дошкольников с помощью элементарного экспериментирования способствует развитию умений наблюдать, сравнивать, выделять значимые признаки предметов. Детское экспериментирование способствует обучению проводить опыты, высказывать свои мысли и предположения, а также демонстрировать результаты своей деятельности при помощи действия и слова.
Следует выделить и воспитывающие функции детского экспериментирования, которые дают возможность создавать эмоциональный настрой на совместную деятельность и формировать доброжелательное отношение у детей дошкольного возраста друг к другу.
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что детское экспериментирование является эффективной формой познавательного развития, так как имеет всесторонний развивающий потенциал. В процессе экспериментирования дети дошкольного возраста учатся определять проблему и самостоятельно находить пути ее решения, выдвигать гипотезы, и реализовывать их на практике, самостоятельно делать элементарные выводы.
Список литературы
1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования : учеб. пособие. – СПб: Детство-Пресс. – 2015. – 208 с.
2. Савинова И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – №12. – С. 112–118.
3. Салалыкина М. В. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 132 – 135.
4. Коньшина Н. Р. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL :