Папки-передвижки

Детское равнодушие

Елена Николаевна Суркова
Детское равнодушие
▼ Скачать + Заказать документы

Хотя бы раз в жизни равнодушие одолевает каждого человека. Это состояние представляет собой безразличное отношение к окружающему миру, людям, происходящим событиям и собственной судьбе. В медицинской терминологии равнодушие известно как апатия. Это слово пришло из греческого языка, в переводе оно означает «отрешённость». Согласно статистике, наибольший процент случаев апатии фиксируется в странах с высоким уровнем дохода. По данным ВОЗ, первое место занимает Франция — 21 %, второе США — 19 %, на третьем месте Нидерланды — 17, 9 %.

Публикация «Детское равнодушие» размещена в разделах

Современная медицина рассматривает апатию как патологическое состояние, которое требует диагностики и лечения. Краткосрочное состояние апатии может быть естественным. Как правило, после бурной деятельности наступает спокойствие и равнодушие. Такое временное состояние легко устраняется общением с близкими, просмотром комедии или крепким сном. Но иногда апатия может затянуться надолго. Если хандра не проходит за 3 недели, это должно стать весомым поводом для беспокойства. Мало кто знает, чем опасно равнодушие. Оно может сигнализировать о серьёзных неполадках в организме. Кроме того, такая хандра может перерасти в затяжную депрессию.

Стоит сказать, что бывают крайние примеры равнодушия. Это состояние, при котором человек проявляет безразличие ко всему, что его окружает, и к самому себе. При особо запущенной стадии он отказывается принимать пищу, следить за внешним видом и собственной гигиеной. Это состояние несёт прямую угрозу для здоровья и жизни человека. В крайних случаях равнодушие, синонимами которого считаются также хандра и депрессия, приводит к тому, что человек полностью утрачивает вкус к жизни. Поэтому очень важно вовремя зафиксировать такие изменения в поведении и обратиться за помощью к специалисту.

Спровоцировать апатию могут как внешние факторы, так и внутренние. Даже незначительные на первый взгляд события влияют на душевное состояние человека. Также абсолютное равнодушие может быть самостоятельным синдромом или выступать в качестве признака заболевания.

От равнодушия, синонимы которого — апатия, депрессия и хандра, не застрахован никто. Данное состояние может возникнуть в любом возрасте.

В дошкольном возрасте у ребёнка тоже может возникнуть равнодушие. Откуда оно появляется? Рассмотрим сначала причины данного явления.

У детского равнодушия есть несколько основных причин.

1. Потеря интереса к происходящему вокруг может быть результатом разлуки с близким человеком, чаще всего с матерью. Мы видим, как дети грустят, скучают, отказываются есть, плохо спят, ждут, когда мама придёт. Но скучать ребёнок может и по пропавшему котёнку, по потерянной игрушке. Такое равнодушие сродни депрессии. Вывести из этого состояния ребёнка можно, только вернув потерю – реально или символически (с помощью фантазирования, рисования, разговора о том, что ему так важно). Прочные привязанности составляют ядро личности. К ним нельзя относиться с безразличием, как это делают некоторые родители: «Ай, не выдумывай! Лучше посмотри телевизор!»

2. Пресыщенность, удовлетворённость всех детских фантазий впрок. Это самая распространённая сегодня причина детского равнодушия. Чтобы мотивационная сфера ребёнка развивалась, нужен разрыв между желаемым и реальным, тогда он будет напрягаться, тянуться, стремиться, искать то, чего не хватает.

3. Слабость желаний, инстинктов ребёнка может быть связана с его темпераментом. К слабым типам нервной системы Иван Павлов относил меланхоликов и флегматиков. Внешне равнодушные, эти дети не лишены фантазий и желаний. Но, во-первых, они не готовы за них ввязываться в схватку, идти на открытую борьбу, во-вторых, их желания совсем из другой области, нежели желания холериков и сангвиников. Такие дети не очень экспрессивны, зато очень наблюдательны. Материальный мир и реальные отношения с детьми и взрослыми интересуют их меньше, чем идеи, образы, цифры, рисунки. Если предложить им выбор – поиграть во дворе с ребятами или пойти в зоопарк, – они предпочтут зоопарк, потому что им очень интересно наблюдать за животными.

4. Причиной равнодушия может быть несформированность самих желаний, а также неумение проявлять свои желания, сообщать о них другим. Желания детей не формируются стихийно, не даются им только от природы. Кто-то должен ребёнку показать «желанные» предметы и научить их добывать. «Эффект Маугли» состоит в том, что дети растут, предоставленные сами себе, а в результате умеют только то, что смогли сымитировать, наблюдая за другими. Ещё одним проявлением «эффекта Маугли» является эмоциональная бедность жизни ребёнка, монотонность поведения, невыразительность мимики.

5. Наконец, причиной внешнего равнодушия может служить строгое обращение, когда эмоции, желания ребёнка контролируются взрослым. Не понимая причин родительской агрессии или недовольства, малыш старается вести себя тише воды, ниже травы.

Как предупредить равнодушие ребёнка?

Малыша нужно окружать разнообразными стимулами, создавать визуально и эмоционально насыщенную среду. Именно это делают родители, когда покупают разноцветные игрушки, показывают на прогулках листики, жучков, птичек. Уже тогда заметен темперамент ребёнка. Одни дети могут спокойно наблюдать за тем, как колышутся ветки деревьев или вертится волчок. А другие будут плакать и беспокоиться, если им не дать потрогать то, что они видят. Внешне активные дети ярче проявляют эмоции и желания, поэтому они кажутся нам более живыми, включёнными в жизнь. Но не стоит ждать такой же реактивности от спокойных детей. Возможно, их внутренний мир более тонок и глубок.

Чтение сказок и рассказывание историй счастливых и несчастных персонажей развивают детскую эмоциональность. Дети пугаются и радуются вместе с героями, открывают вместе с ними другие страны, побеждают врагов. Мир вокруг ребёнка полон приключений и опасностей. До 8–9 лет дети верят, что всё, о чём они слышат от своих родителей, происходит на самом деле.

Чтобы развивать эмоциональную чувствительность, нужно не только провоцировать детские переживания, но и учить детей делиться ими, рассказывать о своих опасениях, об удивительных фактах. Стоит чё тко обозначать свои собственные состояния: «Я устал!», «Мне грустно!», «Это так смешно!» Необходимо учить малыша распознавать эмоциональные состояния людей по фотографиям, мимике, жестам: «У него бегают глазки, он что-то скрывает!», «Да она даже не смотрит в нашу сторону, там что-то более интересное!», «Ой, по-моему, они чем-то озадачены, сидят с раскрытыми ртами…» Можно вместе смотреть мультфильмы, в которых герои, как правило, следуют своим чувствам и проявляют их открыто, как клоуны в цирке.

Детям и взрослым с любыми проблемами в эмоциональной сфере показана арт-терапия. Занятия традиционными видами искусства – рисованием, танцами, драмой, музыкой – гармонизируют внутреннюю жизнь человека. Иногда достаточно дать ребёнку краски и альбом. А специалист, предлагая нарисовать что-то важное (например, дом, семью, получает возможность увидеть, в чём именно проблема. Например, маленькие дети панически боятся называть причины своих страхов, устрашающие их образы, но зато они охотно их рисуют. Нарисовать «беду» – это уже частично её вывести за пределы психики и снять напряжение, в котором ребёнок может находиться долгие дни, недели, месяцы и даже годы. Негативная эмоция может парализовать внутреннюю жизнь малыша, а рисунок – прекратить страдания.

Мы также недооцениваем роль свободного танца (произвольных движений под музыку) в гармонизации и спонтанном, естественном проявлении эмоций. Ошибочно считается, что танцы – это для девочек, а для мальчиков спорт. Но танцы под музыку или ритм барабана тренируют интуицию, поднимают общий уровень витальности (положительных, важных для жизни гормонов).

Чтобы ребёнок вырос неравнодушным, он должен получать уроки заботы и вежливости. Объектом детской заботы могут быть игрушки, животные. Но это можете быть и вы, дорогие родители. Почаще просите малыша помочь и не забудьте его поблагодарить и подчеркнуть, насколько это для вас важно!

Публикации по теме:

«Детское коллекционирование». Фотоотчет«Детское коллекционирование». Фотоотчет Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость,.

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское ателье «Аленушка»Детское ателье «Аленушка» Добрый вечер, уважаемые гости моей странички! Вчера познакомилась с публикацией Дины Кузьменко "Модное дефиле наших мам", в котором дети.

Детское конструирование.Детское конструирование. Конструирование, как вид детской деятельности, относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного.

Детское творчество ко Дню РоссииДетское творчество ко Дню России 12 июня «День России»– государственный праздник нашей страны Как же много дети подготовили творческих подарков своими руками любимой.

Детское увлечение — филателияДетское увлечение — филателия Здравствуйте уважаемые коллеги! На днях разбирала шкаф со старыми вещами и случайно наткнулась на почтовые марки, которые я любила коллекционировать.

Фотоотчет «Детское конструирование»Фотоотчет «Детское конструирование» Человеку трудно жить без любви, надёжных друзей, но по-моему, всё-таки главное в жизни — это работа, любимое дело. Мы все испытываем ощущение.

Фотоотчет «Детское творчество»Фотоотчет «Детское творчество» Фотоотчет в нашей группе кратковременного пребывания. Детки с удовольствием делают разные поделки на сезонные темы. Им нравится клеить,.

Фотоотчёт «Детское творчество»Фотоотчёт «Детское творчество» Н. К. Крупская писала «Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Думаю, что все педагоги со мной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детское равнодушие
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 18:26
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское равнодушие» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Суркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД