Любовь Алексеева
Детское исследование как эффективное познание дошкольником окружающего мира посредством развивающей среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
Научный поиск эффективных средств развития детской исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами.
Темочки:
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности;
это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира.
Основой исследовательской деятельности являются:
Поисковая активность - это поведение, направленное на изменение ситуации при отсутствии определённого прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.
Исследовательское поведение - это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать. Исследовать, открыть, изучить, значит сделать шаг в неизведанное.
Значение детской исследовательской деятельности :
- Обогащение памяти ребенка.
- Развивается речь.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
- Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?"
Из опыта работы:
В своей группе мы устроили "Лабораторию мудрой совы", которая помогает нам изучать мир, окружающий нас. У нас есть необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.
Мудрая сова рассказала нам о правилах поведения в лаборатории и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрой совой ребята путешествовали по миру (побывали в лесу, саду и в огороде, на хлебном поле, в стране разных материалов: дерево, металл, магнит, исследовали свойства воды, песка, воздуха. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус.
Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый - когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка.
Второй - когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым.
Дети по своей природе исследователи с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может - глазами, руками, языком, носом.
Он радуется даже самому маленькому открытию.