МААМ-картинки

Детское художественное экспериментирование средство как средство развития творческих способностей дошкольников

Анна Вульферт
Детское художественное экспериментирование средство как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья посвящена вопросу развития творческого потенциала, познавательной активности, индивидуально выраженных способностей дошкольников через освоение различных художественно – экспериментальных методов и приемов.

Ключевые слова: творческие способности; изобразительная деятельность; художественное экспериментирование; алгоритм эксперимента; социализация личности.

Детское экспериментирование –

истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего

Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает второе место в жизни ребенка после игры. Дети рисуют карандашами, красками, мелками, лепят из различных материалов, мастерят из бумаги. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира [1].

Но еще более мощный развивающий потенциал получает данное направление в сочетании с изобразительной деятельностью и художественным экспериментированием.

В связи с этим в МБДОУ Детский сад №11 г. Арзамаса ведущей идеей является развитие творческого потенциала, познавательной активности, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественно – экспериментальных методов и приемов.

Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Его особенностью является взаимодействие с изучаемым объектом; он дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Кроме того, важно помнить, что чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем глубже он изучает окружающую действительность. В то же время, чем глубже ребенок познает объект действительности, тем точнее он передает его детали в изображении. Таким образом, можно говорить о двухсторонней связи детского экспериментирования с изобразительной деятельностью [3; 6].

Представляем опыт педагогической деятельности в детском саду, связанный с проведением занятий кружка «Дизайн – идея». Дошкольники вовлечены в самостоятельную, индивидуальную и подгрупповую работу.

Нами обогащена, расширена и подготовлена соответствующая РППС: разнообразный природный и бросовый материал (трубочки, баночки, камешки, ракушки, пуговицы, лупы и т. д., нитки, листья, дополнены художественные материалы (соль, клей, пена для бритья, зубная паста); расширен инструментарий, который тоже часто становился объектом эксперимента (пупырчатый полиэтилен, ватные палочки, пульверизаторы).

Работа с новыми материалами оказаласьРабота с новыми материалами оказалась очень полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Что-то необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться, посмотреть на мир по – новому. Многогранная экспериментальная деятельность создает положительные эмоции. Так, экспериментируя с зубной пастой, солью, клеем, дошкольники получают поистине сенсорное удовольствие, тактильный релакс. Кроме того, у ребят развивается познавательный и творческий интерес, внимание, логическое мышление.

Как доказывает опыт педагогической работы, узнавать что-то новое полезно в форме игры или опытов - экспериментов. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы [1]:

-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

-тайна, сюрприз;

-мотив помощи;

-познавательный мотив (почему так);

-ситуация выбора.

Технологию детского художественного экспериментирования часто путают с изодеятельностью на основе применения нетрадиционных техник. Действительно, есть определенное сходство: сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе (как традиционных, так и нетрадиционных, богатое разнообразие материалов, инструментов, способов для передачи образа [2].

Но все же имеется существенное отличие: совместное обсуждение, в ходе которого дети придут к самостоятельному «открытию». Это новое «открытие» принесет ребенку массу положительных эмоций, впечатлений и желание дальнейших действий. После этого у воспитанников возникает активность «творить», придумывать что – то новое, открывать новые просторы для творчества и экспериментирования, исследовать новые предметы и явления, находить ответы на вопросы «что это», «почему», «откуда», «где это происходит» и другие.

Например, проводим опыт по созданию раствора краски для оформления участка в стиле Гжельской росписи. Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения раствора краски при смешивании воды с синей и голубой гуашью. Кроме того, нужно додумать, как нанести рисунок на снег. Сначала пробовали широкой кистью – не получилось, затем появилась идея использовать пульверизатор. И вот уже мы заливаем краску и рисуем на снегу. Сначала в лабораторных условиях (в группе, а затем расписываем горку и другие постройки элементами гжельской росписи.

Благодаря этому эксперименту дети заинтересовались процессом приготовления растворов красок. Сразу у ребят появляется тысяча вопросов: «как это происходит?», «почему?», «можно ли еще попробовать?» и другие. При таких условиях у ребенка возникает желание действовать, развивается интерес, эмоциональный подъем. Его одинаково заинтересовывает как сам процесс опыта, так и его результат.

Чтобы еще больше заинтересовать детей, мы стали экспериментировать с разными материалами и техниками в изобразительной деятельности, которые им уже знакомы, а затем постепенно используя и незнакомые предметы. Например, мы познакомились со свойствами муки (мука сыпучая, белая, рыхлая и т. д., а в дальнейшем после ряда экспериментов научились замешивать самостоятельно соленое тесто для изготовления поделок. Был проведен ряд опытов - экспериментов с мукой и тестом. Дети пересыпали муку из сосуда в сосуд, наблюдали через лупу, обследовали на ощупь муку и даже рисовали на ней. Далее предложили детям поиграть с тестом: мы раскатывали его, прищипывали, подкрашивали и пробовали на вкус (использовались экологически чистые продукты). Эмоции детей были только положительного характера, атмосфера отличалась активностью детей, желанием «открыть» как можно новых сведений, информации, ответить на свои вопросы и найти ответы на вопросы других детей.

Эксперименты с водой и цветом, наверное, самые интересные для детей дошкольного возраста. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать

Развитие воображения и творчества – важный компонент общего развития детей дошкольного возраста, которому порой уделяется недостаточно внимания. Эта работа эффективна, если в неё включены родители. Для совместных экспериментов создается необходимая творческая предметно - развивающая среда. Родители сначала без энтузиазма приходят на такие встречи в творческую гостиную. После первой же встречи и родители, и дети проявляют желание еще поэкспериментировать вместе. Такие встречи сближают всех участников творческого процесса, возникает взаимопонимание, общие интересы. Родители учатся слушать детей, вместе принимать какие – то решения, вместе фантазировать, прислушиваться друг к другу. Совместные мероприятия по художественному экспериментированию родители могут повторить и дома. Это будет весело и забавно

Каждый эксперимент выполнялся по определенному алгоритму: сначала постановка проблемы, затем поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, обсуждение увиденных результатов, фиксирование в схеме и в конце формулировка выводов. В таких экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и учатся создавать разные поделки и рисунки, с которыми далее могут играть или презентовать для родителей. После завершения экспериментов дошкольники

- проявляют интерес к окружающему миру, самостоятельно формулируют вопросы и ищут на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);

-осуществляют поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- собирают, обобщают и оценивают факты, формулируют и представляют собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

- проявляют элементарные навыки (умения смешивать цвета, вещества для получения новых красок и их оттенков, новых продуктов деятельности).

В заключение хочется отметить, что мы пришли к выводу: передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в развитии ребенка. Важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Исчезает чувство страха перед «белым» листом, дети становятся более уверенными, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Самое главное при художественном экспериментировании – обеспечение благополучной социализации личности в общество.

ЛИТЕРАТУРА

Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.

Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Нетрадиционное рисование полиэтиленовым пакетом и втулкой как средство развития творческих способностей у дошкольниковНетрадиционное рисование полиэтиленовым пакетом и втулкой как средство развития творческих способностей у дошкольников «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника» О. Роден Детство - очень важный период в жизни детей.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детское художественное экспериментирование средство как средство развития творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 14 января 2025 в 08:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское художественное экспериментирование средство как средство развития творческих способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Вульферт (УИ 393188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД