Анна Вульферт
Детское художественное экспериментирование средство как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена вопросу развития творческого потенциала, познавательной активности, индивидуально выраженных способностей дошкольников через освоение различных художественно – экспериментальных методов и приемов.
Ключевые слова: творческие способности; изобразительная деятельность; художественное экспериментирование; алгоритм эксперимента; социализация личности.
Детское экспериментирование –
истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего
Самым доступным вариантом для проявления творчества в детском возрасте является художественно-продуктивная деятельность. По значимости эта деятельность занимает второе место в жизни ребенка после игры. Дети рисуют карандашами, красками, мелками, лепят из различных материалов, мастерят из бумаги. Такая деятельность является для ребенка естественным и эффективным способом освоения окружающего мира [1].
Но еще более мощный развивающий потенциал получает данное направление в сочетании с изобразительной деятельностью и художественным экспериментированием.
В связи с этим в МБДОУ Детский сад №11 г. Арзамаса ведущей идеей является развитие творческого потенциала, познавательной активности, индивидуально выраженных способностей детей через освоение различных художественно – экспериментальных методов и приемов.
Эксперимент – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Его особенностью является взаимодействие с изучаемым объектом; он дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Кроме того, важно помнить, что чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем глубже он изучает окружающую действительность. В то же время, чем глубже ребенок познает объект действительности, тем точнее он передает его детали в изображении. Таким образом, можно говорить о двухсторонней связи детского экспериментирования с изобразительной деятельностью [3; 6].
Представляем опыт педагогической деятельности в детском саду, связанный с проведением занятий кружка «Дизайн – идея». Дошкольники вовлечены в самостоятельную, индивидуальную и подгрупповую работу.
Нами обогащена, расширена и подготовлена соответствующая РППС: разнообразный природный и бросовый материал (трубочки, баночки, камешки, ракушки, пуговицы, лупы и т. д., нитки, листья, дополнены художественные материалы (соль, клей, пена для бритья, зубная паста); расширен инструментарий, который тоже часто становился объектом эксперимента (пупырчатый полиэтилен, ватные палочки, пульверизаторы).
Работа с новыми материалами оказаласьРабота с новыми материалами оказалась очень полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Что-то необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться, посмотреть на мир по – новому. Многогранная экспериментальная деятельность создает положительные эмоции. Так, экспериментируя с зубной пастой, солью, клеем, дошкольники получают поистине сенсорное удовольствие, тактильный релакс. Кроме того, у ребят развивается познавательный и творческий интерес, внимание, логическое мышление.
Как доказывает опыт педагогической работы, узнавать что-то новое полезно в форме игры или опытов - экспериментов. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы [1]:
-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
-тайна, сюрприз;
-мотив помощи;
-познавательный мотив (почему так);
-ситуация выбора.
Технологию детского художественного экспериментирования часто путают с изодеятельностью на основе применения нетрадиционных техник. Действительно, есть определенное сходство: сочетание разных изобразительных техник и приемов в одной работе (как традиционных, так и нетрадиционных, богатое разнообразие материалов, инструментов, способов для передачи образа [2].
Но все же имеется существенное отличие: совместное обсуждение, в ходе которого дети придут к самостоятельному «открытию». Это новое «открытие» принесет ребенку массу положительных эмоций, впечатлений и желание дальнейших действий. После этого у воспитанников возникает активность «творить», придумывать что – то новое, открывать новые просторы для творчества и экспериментирования, исследовать новые предметы и явления, находить ответы на вопросы «что это», «почему», «откуда», «где это происходит» и другие.
Например, проводим опыт по созданию раствора краски для оформления участка в стиле Гжельской росписи. Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения раствора краски при смешивании воды с синей и голубой гуашью. Кроме того, нужно додумать, как нанести рисунок на снег. Сначала пробовали широкой кистью – не получилось, затем появилась идея использовать пульверизатор. И вот уже мы заливаем краску и рисуем на снегу. Сначала в лабораторных условиях (в группе, а затем расписываем горку и другие постройки элементами гжельской росписи.
Благодаря этому эксперименту дети заинтересовались процессом приготовления растворов красок. Сразу у ребят появляется тысяча вопросов: «как это происходит?», «почему?», «можно ли еще попробовать?» и другие. При таких условиях у ребенка возникает желание действовать, развивается интерес, эмоциональный подъем. Его одинаково заинтересовывает как сам процесс опыта, так и его результат.
Чтобы еще больше заинтересовать детей, мы стали экспериментировать с разными материалами и техниками в изобразительной деятельности, которые им уже знакомы, а затем постепенно используя и незнакомые предметы. Например, мы познакомились со свойствами муки (мука сыпучая, белая, рыхлая и т. д., а в дальнейшем после ряда экспериментов научились замешивать самостоятельно соленое тесто для изготовления поделок. Был проведен ряд опытов - экспериментов с мукой и тестом. Дети пересыпали муку из сосуда в сосуд, наблюдали через лупу, обследовали на ощупь муку и даже рисовали на ней. Далее предложили детям поиграть с тестом: мы раскатывали его, прищипывали, подкрашивали и пробовали на вкус (использовались экологически чистые продукты). Эмоции детей были только положительного характера, атмосфера отличалась активностью детей, желанием «открыть» как можно новых сведений, информации, ответить на свои вопросы и найти ответы на вопросы других детей.
Эксперименты с водой и цветом, наверное, самые интересные для детей дошкольного возраста. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать
Развитие воображения и творчества – важный компонент общего развития детей дошкольного возраста, которому порой уделяется недостаточно внимания. Эта работа эффективна, если в неё включены родители. Для совместных экспериментов создается необходимая творческая предметно - развивающая среда. Родители сначала без энтузиазма приходят на такие встречи в творческую гостиную. После первой же встречи и родители, и дети проявляют желание еще поэкспериментировать вместе. Такие встречи сближают всех участников творческого процесса, возникает взаимопонимание, общие интересы. Родители учатся слушать детей, вместе принимать какие – то решения, вместе фантазировать, прислушиваться друг к другу. Совместные мероприятия по художественному экспериментированию родители могут повторить и дома. Это будет весело и забавно
Каждый эксперимент выполнялся по определенному алгоритму: сначала постановка проблемы, затем поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, обсуждение увиденных результатов, фиксирование в схеме и в конце формулировка выводов. В таких экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и учатся создавать разные поделки и рисунки, с которыми далее могут играть или презентовать для родителей. После завершения экспериментов дошкольники
- проявляют интерес к окружающему миру, самостоятельно формулируют вопросы и ищут на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми);
-осуществляют поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);
- собирают, обобщают и оценивают факты, формулируют и представляют собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);
- проявляют элементарные навыки (умения смешивать цвета, вещества для получения новых красок и их оттенков, новых продуктов деятельности).
В заключение хочется отметить, что мы пришли к выводу: передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в развитии ребенка. Важнее научить его самостоятельному исследованию жизни, дать возможность ребенку самому открыть что-то новое. И тогда творческая активность детей возрастает, у ребенка появляется огромное желание самостоятельно изучать и дальше окружающий мир. Исчезает чувство страха перед «белым» листом, дети становятся более уверенными, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Самое главное при художественном экспериментировании – обеспечение благополучной социализации личности в общество.
ЛИТЕРАТУРА
Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.