Приложение МААМ

Детское домашнее коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста

Маркелова Анжела
Детское домашнее коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Коллекционирование является одним из первых увлечений человека – люди всегда собирали предметы различной формы, назначения, культуры. Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Дети имеют возможность собирать различные предметы для коллекционирования, находить общие свойства предметов, и выявлять различия внутри какой либо группы предметов. Домашняя коллекция - это коллекции собранная дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений. Актуальность коллекционирования будет всегда, так как оно является доступным досугом, и предметом коллекционирования может быть все что угодно. Коллекция может дополняться постоянно и не наскучит.

Публикация «Детское домашнее коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Коллекционирование заключается не только в поиске и собирании предметов, но и в изучении научно-методической литературы, требований к работе с коллекциями и методов и технологии организации коллекционирования.

В процессе коллекционирования развиваются различные качества : внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, комбинировать. Метод коллекционирования позволяет расширить кругозор детей, развить их познавательную и творческую активность.

Развитие увлечения ребенка идет следующим образом, сначала появляется интерес, который необходимо начать углублять - читать что-то по теме, интересоваться, сходить специально в музей, то интерес перерастает в стойкое увлечение. Ведь коллекция будет не коллекция, а просто скопищем предметов, если не придать ей системности. Коллекционирование позволяет объединить интересы людей разных возрастов (ребенок и взрослый). Одновременно это позволяет побороть застенчивость и неуверенность в себе. Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее разнообразнее и полнее.

Выделим рекомендации к сбору коллекций :

- собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;

- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;

- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т. д., каждый образец пронумеровать, приложить список.

Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Часто бывает, что началом коллекции могут послужить предметы имеющиеся в группе или дома;

- доступность, объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;

- разнообразие, чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;

- учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);

- учет возрастных особенностей детей в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д. наибольшую педагогическую ценность имеют эпизодические коллекции – то есть коллекции предметов обихода (посуда, обувь, украшения и т. д.).

- безопасность, все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;

- учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д).

Коллекция это универсальное средство, целиком или частично она может использоваться в различных видах деятельности ребенка, а именно:

Познавательной, направленной на:

- развитие математических представлений ребенка – счетные операции, временные представления;

- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация и систематизация);

- знакомство с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

• Продуктивной, которая является процессом реализации различных детских проектов (групповых, индивидуальных, опытно-экспериментальной деятельности ребенка, а также сюда относится индивидуальная творческая работа ребенка (оформление выставок коллекций);

• Игровой, которая включает различные виды игр: дидактические, сюжетные, игры-викторины, сюжетно-ролевые, театрализованные игры и другие;

• Коммуникативной, которая является одной из самых главных, так как включает тематические беседы, словарная активизация, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, сочинительская и творческая функции, публичное представление коллекции, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

• Трудовой – при оформлении коллекции и размещении объектов, (ручной труд);

• Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.). Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу.

Примером домашней коллекции может служить коллекция камней. Сначала ребенок просто собирает красивые камешки и играет в геологов. Потом захотелось узнать, как называются эти камни. Изучая литературу, учится определять, что это за горные породы и из каких минералов они состоят. Потом собирает коллекцию уже целенаправленно. Потом к данным про название и место сбора горных пород можно уже добавить более сложную информацию. Например, о химическом составе минерала и его происхождении (метаморфическая, осадочная порода и т. д.).

Можно посетить на выставку-ярмарку ювелирных и поделочных камней в нашем краеведческом музее, купить там новых образцов. Так же можно приобретать изделия в магазинах и в интернете. Необходимо для всех экземпляров этикетки и возможно краткое описание камня.

Несколько советов как оформлять домашнюю любительскую коллекцию минералов и горных пород:

• каждый образец нужно хранить отдельно - чтобы они друг друга не повреждали при соприкосновениях. Для этого можно использовать коробки с ячейками или пакетики.

• опытным путем выяснили, что образцы лучше всего упаковывать в зип-пакеты (с застежкой) - чтобы защитить их от пыли и влаги. А еще чтобы камни случайно не высыпались и не перепутались.

• в каждый пакет нужно вложить этикетку с данными об образце.

• как минимум, на этикетке должно быть название и место, откуда взят камень

• идеально каждый пакет пронумеровать и на отдельном листе сделать опись - что есть в коллекции. И не забывать потом добавлять в опись вновь найденные или купленные камни!

Развивая познавательный интерес у ребенка дошкольного возраста, мы обеспечиваем тем самым становление мотивации к интеллектуальной деятельности и стремлению к учебе.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское домашнее коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2022 в 06:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское домашнее коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Маркелова Анжела (УИ 2802233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД