Маркелова Анжела
Детское домашнее коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коллекционирование является одним из первых увлечений человека – люди всегда собирали предметы различной формы, назначения, культуры. Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Дети имеют возможность собирать различные предметы для коллекционирования, находить общие свойства предметов, и выявлять различия внутри какой либо группы предметов. Домашняя коллекция - это коллекции собранная дома с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений. Актуальность коллекционирования будет всегда, так как оно является доступным досугом, и предметом коллекционирования может быть все что угодно. Коллекция может дополняться постоянно и не наскучит.
Публикация «Детское домашнее коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Коллекционирование заключается не только в поиске и собирании предметов, но и в изучении научно-методической литературы, требований к работе с коллекциями и методов и технологии организации коллекционирования.
В процессе коллекционирования развиваются различные качества : внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, комбинировать. Метод коллекционирования позволяет расширить кругозор детей, развить их познавательную и творческую активность.
Развитие увлечения ребенка идет следующим образом, сначала появляется интерес, который необходимо начать углублять - читать что-то по теме, интересоваться, сходить специально в музей, то интерес перерастает в стойкое увлечение. Ведь коллекция будет не коллекция, а просто скопищем предметов, если не придать ей системности. Коллекционирование позволяет объединить интересы людей разных возрастов (ребенок и взрослый). Одновременно это позволяет побороть застенчивость и неуверенность в себе. Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее разнообразнее и полнее.
Выделим рекомендации к сбору коллекций :
- собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;
- образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать;
- разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т. д., каждый образец пронумеровать, приложить список.
Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Часто бывает, что началом коллекции могут послужить предметы имеющиеся в группе или дома;
- доступность, объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания;
- разнообразие, чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент;
- учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков);
- учет возрастных особенностей детей в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д. наибольшую педагогическую ценность имеют эпизодические коллекции – то есть коллекции предметов обихода (посуда, обувь, украшения и т. д.).
- безопасность, все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними;
- учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т. д).
Коллекция это универсальное средство, целиком или частично она может использоваться в различных видах деятельности ребенка, а именно:
• Познавательной, направленной на:
- развитие математических представлений ребенка – счетные операции, временные представления;
- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация и систематизация);
- знакомство с окружающим миром – расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;
• Продуктивной, которая является процессом реализации различных детских проектов (групповых, индивидуальных, опытно-экспериментальной деятельности ребенка, а также сюда относится индивидуальная творческая работа ребенка (оформление выставок коллекций);
• Игровой, которая включает различные виды игр: дидактические, сюжетные, игры-викторины, сюжетно-ролевые, театрализованные игры и другие;
• Коммуникативной, которая является одной из самых главных, так как включает тематические беседы, словарная активизация, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, сочинительская и творческая функции, публичное представление коллекции, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;
• Трудовой – при оформлении коллекции и размещении объектов, (ручной труд);
• Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.). Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу.
Примером домашней коллекции может служить коллекция камней. Сначала ребенок просто собирает красивые камешки и играет в геологов. Потом захотелось узнать, как называются эти камни. Изучая литературу, учится определять, что это за горные породы и из каких минералов они состоят. Потом собирает коллекцию уже целенаправленно. Потом к данным про название и место сбора горных пород можно уже добавить более сложную информацию. Например, о химическом составе минерала и его происхождении (метаморфическая, осадочная порода и т. д.).
Можно посетить на выставку-ярмарку ювелирных и поделочных камней в нашем краеведческом музее, купить там новых образцов. Так же можно приобретать изделия в магазинах и в интернете. Необходимо для всех экземпляров этикетки и возможно краткое описание камня.
Несколько советов как оформлять домашнюю любительскую коллекцию минералов и горных пород:
• каждый образец нужно хранить отдельно - чтобы они друг друга не повреждали при соприкосновениях. Для этого можно использовать коробки с ячейками или пакетики.
• опытным путем выяснили, что образцы лучше всего упаковывать в зип-пакеты (с застежкой) - чтобы защитить их от пыли и влаги. А еще чтобы камни случайно не высыпались и не перепутались.
• в каждый пакет нужно вложить этикетку с данными об образце.
• как минимум, на этикетке должно быть название и место, откуда взят камень
• идеально каждый пакет пронумеровать и на отдельном листе сделать опись - что есть в коллекции. И не забывать потом добавлять в опись вновь найденные или купленные камни!
Развивая познавательный интерес у ребенка дошкольного возраста, мы обеспечиваем тем самым становление мотивации к интеллектуальной деятельности и стремлению к учебе.