Наталья Малова
Детско-взрослый образовательный проект «Моя малая Родина — город Ворсма»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско - взрослый
образовательный проект
Тема «Моя малая Родина»
По доминирующей деятельности: познавательно - исследовательский
По количеству участников: коллективный
По характеру контактов: среди детей подготовительной группы
2. Описание проекта :
Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Темочки:
- Мой город. Проекты
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом
Программное содержание:
- развивать интерес детей к населенному пункту, в котором живет, переживание чувства удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего; поощрять активное участие в праздновании событий, связанных с его местом проживания;
- расширять представления о культурно-исторических событиях малой родины и Отечества, развивать интерес к достопримечательностям родной страны, ее традициям и праздникам; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ним;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности в процессе ознакомления с различными произведениями музыки, изобразительного искусства гражданственно-патриотического содержания;
- формировать гуманное отношение к людям и окружающей природе;
формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
Актуальность проекта : Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, родному городу и родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного города. Каждый человек имеет свою малую Родину.
Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, сотворчества детей и их родителей, педагогов в совместном процессе освоения регионального культурного наследия, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, за родной любимый город, бережное отношение к родной земле, к духовным ценностям.
Объект проекта : Город Ворсма
Предмет проекта : достопримечательности города, знаменитые люди города, природа города Ворсма
Цель проекта - познакомить детей с достопримечательностями родного города, развивать культурно-нравственные познавательные качества личности дошкольника.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей о достопримечательностях родного города.
2. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, любовь к родному городу.
3. Воспитывать патриотизм, уважение к культурно - историческому наследию.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Время выполнения: длительность проекта : краткосрочный, 1 месяц
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Развивающая предметно-пространственная среда проекта :
Игровой центр:
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Магазин», «Больница»,
«Мы строители», «Гараж»
Центр художественно – творческого развития :
Материалы и инструменты для продуктивной деятельности:
– иллюстративные картинки с изображением улиц, зданий города Ворсма
– картинки с изображением домов разного типа : городских и сельских;
– картинки с изображением разных зданий : магазины, больницы и т. д. ;
Речевой центр:
Дидактические игры:
– «Кто это и что делает?», «Кто на чем в гости поедет?»,
«Расскажи, что ты видишь на картине?», «У кого какая работа?»
Литературный центр:
Чтение художественной литературы:
– С. Михалков «Кремлевские звезды», «Моя улица», С. Есенин «Гой, ты Русь, моя родная», В. Орлов «Здравствуй, Родина моя!», Е. Трутнева «О Родине»,
Т. Бокова «Необъятная страна».
Макеты:
– «Наш детский сад»
– «Деревенская изба»
Коллекции:
– «Такие разные машины»
Театральный центр:
Атрибуты для игры-инсценировки:
– «Теремок»
Центр патриотического воспитания:
Фотоальбомы:
– «Моя семья», «Маршруты нашего города»
Наборы фотографий:
– «Любимые места отдыха»
Познавательный центр:
Наборы картинок: «Моя семья», «Дома», «Профессии», «Транспорт»
Набор сюжетных картинок: Серия «В детском саду»
Центр конструирования и моделирования:
Материалы и инструменты для конструктивной деятельности:
– конструктор лего; мягкие модули; деревянные кубики
Предполагаемый продукт проекта :
патриотическая встреча «Моя малая родина» (родители и дети подготовительной группы)
Презентации «Улочки родного города», «Природа родного края»
Создание альбома «Герб моей семьи», «Мой город Ворсма»
Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».
Список литературы:
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в подготовительной группе (ФГОС).
3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным социальным окружением».
4. Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осипова. «Мы живем в России»
5. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»
6. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд, перер. И доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 304с.
7. Л. А. Кондрыкинская С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) - М: ТЦ Сфера,2005.- 192 с.
8. Е. Б. Бухарева, И. Н. Кольцова, Т. А. Ревягина, О. А. Щукина, А. И. Пивикова, К. Н. Ушаков, О. Ю. Серова Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Мы – россияне, мы – нижегородцы» для детей 6-7 лет – Н. Новгород, 2022. – 288 с.
9. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
3. Содержание проекта :
Этапы реализации проекта
I этап «Подготовительный»
- изучение методической литературы
- составление перспективного плана
- создание развивающей среды
- подбор игр и оборудования
II этап «Основной»
1 Неделя «Мой любимый город Ворсма (прошлое и настоящее)»
Беседы по теме «Моя родина - Россия».
Беседы по теме «Мой город», «Улица, на которой я живу».
Аппликация на тему: «Дома на нашей улице»
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу»
Рисование на тему: «Наш город».
Рассматривание открыток, фотографий города
Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание»
Экскурсия с родителями по родному городу
2 Неделя «Достопримечательности города Ворсма»
Беседа на тему: «Мой Родной город и его достопримечательности».
Коллективное конструирование из строительного материала «Дома, на нашей улице».
Знакомство с гербом города
Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсоводы».
Оформление патриотического уголка для родителей
Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
3 неделя «Природа города Ворсма»
Чтение стихов о природе
Просмотр презентации «Природа родного города»
Знакомство с Красной книгой
Беседа на тему: «Острово - озерский монастырь».
Изготовление семейных книг.
Памятка для родителей «Что рассказать ребенку о городе»
4 неделя «Знаменитые люди города Ворсма»
Беседа о наших земляках- знаменитых людях, прославивших наш город (спортсмены, писатели, поэты и т. д.)
Д/И «Узнай и назови знаменитых людей».
Консультации для родителей по теме :
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
III этап «Заключительный»
В результате работы над проектом воспитанники лучше узнают историю родного края; научатся выражать собственное мнение, анализировать. У ребят расширятся знания об известных людях родного города, памятниках и других культурных ценностях. Дети и их родители примут активное участие в сборе информации к проекту.
4. Методическое обеспечение проекта
Приложение 1
МОЯ РОДИНА – РОССИЯ
(беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной группы)
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения
к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).
Рекомендации.
Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как «Родина, Россия». Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).
Ход беседы
Вопросы:
1. Как называется село, где ты живешь?
2. Расскажи о своем доме и своей семье.
Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)
В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие, но большая часть россиян – русские.
Вопросы:
1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.
2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)
Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный –смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и
великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)
Государственный гимн Российской Федерации
Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
- Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Русь богатырская.
- Где кто родился, там и пригодился.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Вопросы:
1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)
2. Как называется город, где ты живешь?
3. Как называется город, который является столицей нашей Родины?
(Москва.)
Творческие задания:
1. Нарисуй свою малую и большую Родину.
2. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)