Галина Пигуль
Детско-родительское сообщество и практика его развития в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Г. И. Пигуль,профессор кафедры
педагогики и психологии Хабаровского краевого
института развития образования, к. пед. н., доцент
В контексте рассматриваемой темы, на слайде представлены документы государственной семейной политики и основные выдержки, актуализирующие внимание педагогов на важность и необходимость обращения к ним при взаимодействии с родителями дошкольников. СЛАЙД 2.
Публикация «Детско-родительское сообщество и практика его развития в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Рассматривая влияние мира на ребенка, Давид Иосифович Фельдштейн отмечает, что «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, ребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социализация». СЛАЙД 3.
Как только в семье родится ребенок,
родители должны возложить на него самые лучшие надежды.
Это сделает их более заботливыми с самого начала.
Ш. А. Амонашвили.
Одними из главных институтов социализации является семья и дошкольное учреждение, которое посещает ребенок.
Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. До 90 % проблем наших детей свое начало берут в невежестве родителей - мам и пап, которые не знают даже основ семейного воспитания. И для этого самим родителям надо постоянно работать над собой. А помочь в этом им могут, прежде всего, педагоги. И здесь необходима не просто просветительская работа с родителями, а родительское образование. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО с родителями представлены на СЛАЙДЕ 4.
Говоря о работе с семьей важно отметить, что педагогический коллектив ДОО призван формировать у детей через разные формы взаимодействия семейные ценности, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений. На СЛАЙДЕ 5. представлены разные теоретико-практические блоки и формы организации взаимодействия.
СЛАЙД 6. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». отмечал Василий Александрович Сухомлинский.
Модели детско-взрослого сообщества могут быть самыми разнообразными и иметь свою структуру, в которой отражены принципы, содержание, целевые ориентиры, виды деятельности. СЛАЙД 7- 8.
Проблема детско-взрослых отношений в настоящее время рассматривается не только в педагогике, но и в детской и возрастной психологии, в частности - в психологической концепции развития субъективности (Виктор Иванович Слободчиков). В ней используется понятие «детско-взрослое сообщество». Сообщество – естественная организация жизнедеятельности людей, собирающая их в культурные общности. Дети в этом пространстве становятся членами человеческого общества.
Признание сегодня идеи самоценности и самобытности периода детства требует ее реального воплощения в воспитательной практике, и в первую очередь – обращенной к проблеме гуманизации функционирования детского и семейного сообществ. В этой связи, Людмила Петровна Стрелкова отмечает, что «каркасом, на котором строится детско-взрослая общность, являются связи и отношения внутри нее» [5, с. 129].
В. И. Слободчиков описывает три варианта существования детско-взрослой общности : симбиотическая, формальная и со-бытийная, которые представлены на СЛАЙДЕ 9
Наивысший уровень развития представляет собой со-бытийная общность, которая объединяет множественные связи и отношения в целостное единство. В качестве важнейших ее характеристик выступают две
существенные стороны – персональность и совместность. Они существуют одномоментно и находятся во взаимозависимости. Со-бытие – форма построения образовательного пространства детско-взрослого сообщества, соединяющая детскую субкультуру с системой общечеловеческих культурных особенностей взрослого.
Детско-взрослое сообщество по определению Любови Матвеевны Клариной, …это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности [4, с. 15 ].
СЛАЙД 10. Фуряева Татьяна Васильевна и Старосветская Наталья Алексеевна также рассматривают Детско-родительское сообщество как особый тип объединения детей и родителей, которое представляет собой совместное, полисубъектное бытие и отмечают его сущностные характеристики:
1) понимание и принятие членами сообщества друг друга как представителей различных самоценных субкультур;
2) наличие опыта организации совместной деятельности, предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию;
3) наличие разнообразных связей детско-родительского сообщества с другими сообществами (социальными партнерами) [8].
Открытость детско-родительского сообщества – это наличие многообразных и регулярных связей с разными социальными партнерами, которые могут не только разнообразить совместную жизнь детей и взрослых, но и значительно обогатить опыт детско-родительского взаимодействия - СЛАЙД 11.
Рассматривая качество взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей важно отметить, что ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПЕДАГОГОВ ДОО – ЭТО создание условий для становления детско-родительского сообщества, представляющего собой особое, совместное бытие детей и родителей, которое характеризуется понимающим, равноправным отношением и взаимодействием представителей разных субкультур и сообществ – детей и родителей.
СЛАЙД 12 Представлены цель и задачи, которые реализуются в ходе работы с родителями и детьми.
СЛАЙД 13. В ходе взаимодействия в системе «педагог – родитель- ребенок» акцентируется внимание на разные принципы, в том числе принципы со-бытийности, со-творчества, со-переживания, что создает основу для проектирования развития ребенка в пространстве - это времени детства. Поэтому для сохранения уникальности, неповторимости и самоценности дошкольного детства, а также полноценного проживания ребенком этого периода, взрослым необходимо создавать такую образовательную среду, как в дошкольной образовательной организации, так и в семье, которая будет способствовать амплификаци детского развития (А. В. Запорожец).
Рассматривая ДРС важно актуализировать внимание на ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ, представленные на СЛАЙДЕ 14.
СЛАЙД 15-16 Представлена классификация проектов по разным признакам и примерные темы проектов, которые могут быть реализованы родителями совместно с детьми.
Детско-родительское сообщество - разновеликая группа взрослых людей, которые считают своих детей уже единомышленниками, и, не смотря на возраст, вводят их в круг самых разнообразных социальных и практических задач. Отношения ребенка с родителями имеют первостепенное значение для становления его личности, индивидуальности, а также для развития его как субъекта детского и детско-взрослого сообществ.
Показывая роль проектной деятельности можно отметить, что она становится не только источником интеллектуально-творческого развития дошкольников, а формирует новую модель взаимоотношений ребенка и педагога, ребенка и родителя, способствует становлению детско-взрослого сообщества, основанного на партнерстве и сотрудничестве. Организация проектной деятельности детей в группе неизбежно приводит к взаимодействию с родителями, так как дети обращаются к родителям за советом, помощью.
Родители по возможности принимают активное участие в совместном поиске, подготовке какого-либо материала к проекту. Здесь важно затронуть чувства родителей, которые не позволили бы ему оставить своего ребенка без внимания, но для этого необходимо, чтобы взрослые увидели своего ребенка в деятельности и отношениях с другими детьми.
Еще один плюс такой деятельности – это то, что родители имеют возможность увидеть друг друга в разных проявлениях. Организация семейных, межсемейных проектов способствует развитию контактов между родителями.
В ходе проектной деятельности в атмосфере взаимообщения, у дошкольников проявляется чувство рода, формируются семейные ценности, которые можно формировать через разные формы взаимодействия семьи и детского сада. СЛАЙД 17.
В практике детско-родительских сообществ положительно зарекомендовали себя родительские, семейные и детско-родительские клубы, информация по их организации и некоторая тематика представлена на СЛАЙДЕ 18-19.
Для эффективной работы детско-родительских сообществ родители получают разную информацию, которая оформляется в определенные рубрики. СЛАЙД 20.
Подводя итог можно отметить, что педагогическое сопровождение процесса становления детско-родительского сообщества ориентирует воспитательную деятельность родителей на постижение смыслов детского бытия, детского поступка. В процессе повседневного понимающего общения взрослого (педагога, родителя) с ребенком происходит постижение конкретных ситуаций, глубинных смыслов поведения ребенка. Понимание осуществляется через обращение взрослого к собственному интеллектуальному, эмоциональному, культурному, педагогическому опыту и обогащение способами ценностного взаимодействия с ребенком, направленными на событийное проживание и со-переживание.
Эффективность детско-родительского сообщества в том, что пропагандируя позитивные образы семьи, отца, матери, родного дома что у дошкольников формируются семейные ценности, которые проявляются в уважении к родителям, заботе о младших и старших. Кроме этого формируется чувство Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны, появляется доверие к миру, без которого человек не может нести за этот мир ту самую ответственность. Осуществляя качественную работу с семьей можно наблюдать позитивное изменение имиджа и статуса дошкольной образовательной организации в социуме.
Также возможны определенные положительные изменения и в семье дошкольника. Происходит осознанное формирование родительской позиции, т. е. совокупности отношений родителя к себе, к своему ребенку, семье, к дому, к педагогу, к детскому саду и к образованию как ценности.
В целом можно отметить что и государство получает определенные «бонусы» :
Духовно-нравственное возрождение человека, семьи, общества.
Это основа семейного и государственного благополучия.
Качественное улучшение демографической ситуации и повышения уровня общей культуры населения. СЛАЙД 21 .
Педагогам предлагаются авторские показатели для изучения эффективности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей. СЛАЙД 22 .
Знание возрастной психологии поможет родителям понимать своего ребенка и бережно относиться к его запросам и потребностям. Данная информация представлена на СЛАЙДЕ 23 как «Стадии развития ребенка». Для понимания родителями своего ребенка,
ЛИТЕРАТУРА:
1. Антоненко Н. В., Ульянова М. В. Осознанное родительство. Научно-практическое руководство по рождению и воспитанию детей. - М. : Свет,2017,2017. – 236с.
2. Бачева Е. В. Родительству стоит учиться. – П. :ООО Мэджик Стар Студио, 2016. – 222с.
3. Безрукова Л. В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования//Вестник ОГУ,2000. №3. С. 55-59
4. Кларина Л. М. Сообщество семьи и детского сада : его цели и модели развития // Детство : Педагогический альманах. –1998. – № 1. – С. 13-22.
5. Лопсонова. З. Б. Модель развития детско-взрослого сообщества //ВЕСТНИК СВФУ, 2014, том 11, № 2 С. 129 – 135
6. Майер А. А., Файзуллаева Е. Д. Детско-взрослое сообщество : развитие взрослых и детей. - М. : ТЦ Сфера,2015.- 128с.
7. Микляева Н. В. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй».
8. Фуряева Т. В., Старосветская Н. А. Детско-родительское сообщество : теория и практика социально-педагогического сопровождения: Учебное пособие к спецкурсу «Технологии работы с семьей». – Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
9. URL : https://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c20/43