Ирина Бондаренко
Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности «Юные ученые»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско - родительский проект
по опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Юные ученые»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев
Актуальность:
Публикация «Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности „Юные ученые“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Поэтому перед нами встала проблема поиска форм и методов работы, которые способствовали бы формированию активной родительской позиции в воспитании и обучении ребенка. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.
Проблема: родители не понимают, что такое поисково-исследовательская деятельность детей, ее значение для развития ребенка, как правильно организовать экспериментальную деятельность в домашних условиях.
Цель проекта :
“Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями”.
Задачи проекта :
- Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
- Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.
- Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление: способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
- Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
- Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (15.02. 2021-28. 02. 2021гг).
Участники проекта : воспитатели, родители, дети старшей группы №8.
Ожидаемый результат:
Дети:
Повышение уровня развития детской познавательной активности и любознательности; исследовательских умений и навыков (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы).
Родители:
Организация совместной практической деятельности взрослых и детей. Повышение компетентности по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников. Создание доверительного настроя на взаимодействие родителей с воспитателями группы.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе провели диагностическую и просветительскую деятельность с родителями и детьми, подобрали методическую и научную литературу.
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».
Цель: выявить степень интереса родителей к данной форме работы.
Консультации на тему: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности».
Цель: знакомств родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира.
Создание картотеки экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендации для родителей: «Экспериментируем дома», «Соблюдение правил безопасности при проведении эксперимента».
Практический этап:
Второй этап – основной
Опытно-экспериментальная деятельность педагога с детьми :
цикл опытов с водой и воздухом :
- «Подводная лодка из винограда»
- «Цветы лотоса»
- «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»
- «Цветная вода»
Опытно-экспериментальная деятельность родителей с ребенком:
Проведение опытов и наблюдений в домашних условиях с использованием разных материалов и предметов окружающего мира, решение проблемных ситуаций теоретическим и опытным путём. Родители получили задание провести «Опыты на кухне» и алгоритм проведения опытов.
Алгоритм проведения:
1. Установить цель эксперимента (для чего проводим опыт).
2. Подобрать необходимый материал (список всего необходимого для проведения опыта).
3. Обсудить порядок проведения (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
4. Подвести итоги (точное описание ожидаемого результата). Объяснить, почему так получилось доступными для ребёнка словами.
Родители с удовольствием откликнулись на наше предложение и принесли фотографии и описание результатов проведенных совместно с детьми опытов.
Заключительный этап:
1. Создание картотеки опытов и экспериментов.
2. Совместное оформление папки - передвижки «Опыты на кухне».
3. Изготовление брошюры по экспериментированию.
4. Пополнение уголка по экспериментированию колбами, магнитами, лупами.
5. Презентация реализации проекта «Юные ученые» на родительском собрании.
В результате проделанной работы:
• У детей дошкольного возраста сформированы основы диалектического мышления: способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
• Повышена компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у дошкольников и соблюдению правил безопасности.
• Родители создали для детей мини лаборатории в домашних условиях.
• Укрепился положительный, доверительный настрой во взаимодействии родителей с воспитателями группы.
• Совместными усилиями способствовали поддержке у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
• Вызвали у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.
Вывод:
Наша практика подтвердила, что метод экспериментирования помогает:
- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).
- Помогает освоению систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становлению основ логического мышления, интеллектуального развития и подготавливает к обучению в школе.
Проектная деятельность помогла нам создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, задействовать различные виды детской деятельности, активизировать работу с родителями.