Ольга Таланова
Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности: «Эксперименты для всей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности :
Домашнее задание «Эксперименты для всей семьи»
Актуальность
Публикация «Детско-родительский проект по опытно-экспериментальной деятельности: „Эксперименты для всей семьи“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической, познавательно – исследовательской деятельности и экспериментирования. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно - следственные связи и зависимость. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относяться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. В детском саду экспериментирование проходит практически через все виды деятельности и занимает ведущее положение среди других методов формирования познавательной сферы дошкольников. А что происходит дома? Используют ли столь эффективный метод познания родители дошкольников? Как они это делают? И какие результаты получают? Эти вопросы и стали основополагающими для разработки проекта «Эксперименты для всей семьи». Таким образом, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь –май 2021г).
Участники проекта : дети и родители (законные представители) младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.
Цель проекта : развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями (законными представителями) в домашних условиях.
Задачи проекта :
Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях;
Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников;
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента;
Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с воспитателями группы.
Гипотеза: Проведенная работа по проекту «Эксперименты для всей семьи» позволит расширить и обобщить представление о развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через совместное проведение экспериментирования с родителями в домашних условиях».
Для реализации проекта использовать следующие формы работы с детьми:
• Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
• Совместная деятельность с семьей;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Наблюдения в природе;
• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
• Беседы по теме эксперимента;
• Целевая прогулка.
Формы работы с родителями: мастер класс, консультация, буклеты, памятки, беседы, анкетирование, фото - выставки.
Предполагаемый результат:
Расширение знаний родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности;
Ознакомление родителей с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Создание родителями лаборатории в домашних условиях;
Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы и интерет – ресурсов для реализации проекта.
Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.
Разработка перспективного плана по взаимодействию с родителями (законными представителями).
Разработка цикла консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».
Основной этап:
Анкетирование: «Эксперименты дома. Миф или реальность?».
Реализация перспективного планирования.
Консультирование родителей (законных представителей) «Экспериментируйте с ребенком дома».
Мастер - класс «Экспериментальные выходные».
Заключительный:
Анализ результатов проекта.
Фото-отчёт.
Реализация проекта :
С родителями было проведено анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?», в котором приняло участие 20 родителей, результаты опроса представлены в диаграмме.
Анкетирование «Эксперименты дома. Миф или реальность?» помогло выявить имеющиеся у родителей знания об опытно-экспериментальной деятельности. Результаты показали: все опрошенные родители знают, что такое экспериментирование, но используют его в домашних условиях лишь 5 из 26 родителей, к тому же, делают это довольно редко, 5 родителей из 26 считают, что использование данного метода дома – это миф, остальные все-таки полагают, что при желании эксперименты в доме могут стать реальностью.
Далее был разработан цикл консультаций для родителей «Экспериментируйте с ребенком дома» по темам: «Детское экспериментирование в домашних условиях», «Экспериментируем дома» и «Экспериментируем на кухне», основная цель которых – знакомство родителей с экспериментированием, как основным методом формирования познавательной сферы ребенка, осознание родителями доступности, простоты и, самое главное, значимости использования данного метода в развитии своего ребенка.
Большинство родителей согласились с тем, что опыты и эксперименты дома – это просто, доступно и интересно, поэтому была проведена акция «Экспериментальные» выходные». В выходные дни родители совместно с детьми проводили дома опыты и эксперименты.
В помощь родителям была создана картотека опытов «Занимательные опыты и эксперименты», которая помогло увлечь их идеей экспериментирования в домашних условиях.
Результатом работы над проектом стало создание фото - отчета «Домашняя мини – лаборатория» с описанием совместно проведенных опытов детей и родителей. А главный итог: родители и дети стали роднее и ближе друг другу, так как каждый занимался своими делами, а вместе, мама и сын или папа и дочка, проводили весело и с пользой свободное время. Не на этом ли держится семья!
Процесс реализации проекта «Эксперименты для всей семьи»
оказался очень увлекательным!
Литература:
Дыбина О. В Неизведанный ряд: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005.