Яна Артымук
Детско-родительский проект «Мой любимый домашний питомец»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 498 комбинированного вида»
Октябрьского района г. Новосибирска
Детско-родительский проект
Авторы:
Быстрова Т. П.
воспитатель высшей квалификационной категории
Артымук Я. А.
воспитатель 1 квалификационной категории
Новосибирск, 2021г.
Публикация «Детско-родительский проект „Мой любимый домашний питомец“» размещена в разделах
Участники проектной деятельности :
• воспитатель высшей кв. категории Быстрова Т. П., воспитатель 1 кв. категории Артымук Я. А.
• воспитанники и родители средней группы «Тигрёнок» детского сада МКДОУ №498 г. Новосибирска.
Паспорт проекта
Вид проекта Познавательно-исследовательский
Тип проекта Коллективный
Участники Дети, родители и педагоги средней группы «Тигренок»
Место реализации проекта Образовательное учреждение МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №498» города Новосибирска
Продолжительность Продолжительный
Сроки реализации Январь-февраль 2021 г.
Условия реализации Детский сад открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации Развивающая предметно - пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности Практические действия: организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявление творческих способностей, полноценном эмоциональном общении со всеми участниками
Приоритетная образовательная область Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Выход Изготовление книжек-малышек. Рассказы (презентации) «Мой домашний питомец». Фотовыставка на тему «Мой домашний питомец», фотогазета «Мой домашний питомец». Выставка поделок из пластилина «Мой домашний питомец».
Проблема проекта
Дети с воодушевлением рассказывают о том, что для них близко и дорого. Им нравятся домашние питомцы, они любят играть с ними, они любят рассматривать иллюстрации о животных. Этот интерес можно использовать для развития познавательных способностей и развития положительных качеств личности ребёнка. На протяжении всей истории человечества животные редко жили в домах людей, в большинстве стран мира это так и по сей день. Однако в последнее время, когда люди стали жить в городах и их уровень жизни повысился, для них стало обычным заводить какое-нибудь животное в своем доме. Статистика о численности домашних питомцев констатирует следующее: «С живыми существами обращаются как с ненужными вещами. Когда животные маленькие и милые, их ласкают, но потом, когда они начинают доставлять слишком много хлопот, их бросают. Такое пренебрежение жизнью животных действует разлагающе на культуру общества» [по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения от 27.11.20г. ]. Воспитание любви к животным, ответственного отношения к тем, кого приручили, является важнейшей составляющей нравственного воспитания. Чтобы воспитать наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, доброта нужно хорошо знать повадки и нужды своих питомцев.
Цель проекта : уточнение и закрепление знаний о повадках домашних питомцев, учиться делиться со сверстниками информацией, формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним питомцам.
Задачи проекта :
1. Дать детям представление о домашних питомцах, живущих в доме, рядом с человеком.
2. Закрепить знания о характерных повадках домашних питомцев.
3. Закрепить знания о том, чем питаются, как передвигаются, какие звуки издают, названия жилищ разных домашних питомцев.
4. Воспитать чувства сопереживания ко всему живому, учить бережно, относиться к животным.
5. Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.
6. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, стихов, поговорок.
7. Взаимодействие с родителями: развивать творческие способности и воображение взрослых и детей, умение получать положительные эмоции от совместной выполненной деятельности.
Ожидаемый результат:
• расширение кругозора детей, словарного запаса;
• воспитание любви к животным;
• приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Этапы проекта
Этап выбора темы
После новогодних праздников, дети стали делиться своими впечатлениями о том, как провели выходные, какие подарки им подарил Дед Мороз. Ребята рассказывали о телефонах, планшетах, поездке в Таиланд, игрушках, а Серё жа вдруг сказал: «А мне подарили собаку!». Дети заинтересовались, они стали расспрашивать Серё жу о собаке: как её зовут, какая она, умеет ли бегать, прыгать, играет ли он с ней? Ребята стали рассказывать о своих кошках, собаках и даже о козе, которая живёт у бабушке в деревне. Возникло обсуждение между детьми. В процессе обсуждения нам стало понятно, что дети уже знают о домашних животных и что ещё их интересует по этому вопросу. Отсюда возникла тема «Домашние питомцы».
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели «трёх вопросов».
Что мы знаем о домашних животных? Что хотим узнать? Где мы можем это узнать?
- Домашние животные живут в доме, сарае.
- Животных кормит хозяин и ухаживает за ними.
- Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей.
- Лошадь может перевозить грузы.
- Корова даёт молоко.
- С собакой, кошкой и даже коровой нужно разговаривать. - Зачем лошади грива?
- Почему у кошках на лапках мягкие подушечки?
- Как появились животные?
- Для чего свинье пятачок?
- Почему свиньи всегда грязные?
- Почему кошка лазает по деревьям и никогда не падает?
- Почему у животных разные хвосты?
- Кто такой пастух? - В садике, у воспитателя
- Из книг, мультфильмов.
- Спросить у мамы, у папы.
Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта :
• Каких животных можно назвать домашними?
• Каких животных человек приучил первыми?
• Внешний вид животных: чем покрыто тело, особенности строения частей тела (головы, туловища, лап, хвоста и т. д)
• Чем питаются домашние животные?
• Как называют детёнышей домашних животных?
• Повадки, условия содержания домашних животных
• Как называются жилища домашних животных?
• Профессии людей, ухаживающие за домашними животными
• Какие экзотические животные стали домашними?
• Как ухаживать за домашними животными?
• Какова роль домашних животных в жизни людей?
• Что мы можем дать домашним животным?
• В каких сказках говорится о домашних животных?
Этап сбора сведений
На этом этапе нашей задачей было не только определить цели для организации всех видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определили возможные источники информации: научно-популярная и научно-художественная литература, просмотр мультфильмов, собственные наблюдения детей и т. д.
Источники информации
Энциклопедии «Всё о животных», «100 детских вопросов и ответов», презентации, мультфильмы.
Художественная литература:
• Л. Толстой «Пожарные собаки»
• М. Кривич «Что за служба у собак»
• Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
• С. Михалков «Три поросёнка»
• С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»
• Братья Гримм «Бременские музыканты»
• Русские народные сказки «Сивка бурка», «Волк и семеро козлят», «Бычок – смоляной бочок», «Кот – серый лоб, козёл да баран»
• Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
• Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»
• С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
• К. Ушинский «Слепая лошадь», «Спор животных»
• А. Барто «Котёнок»
• И. Васильева «Ферма»
• Е. Благинина «Корова»
• Н. Костарёва «Щенок»
• В. Сутеев «Про козлёнка, который умел считать», «Кот рыболов», «Три котёнка»
• Чтение рассказов В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Чарушина.
Видеотека мультфильмов:
• «Кошкин дом»
• «Домашние животные и их дети»
• «Котёнок по имени Гав»
• «Просто так»
• «Твои первые животные»
• «Кот, который гулял сам по себе»
• «В стране домашних животных»
• «Волк и семеро козлят»
• «Волк и телёнок»
• «Доктор Айболит»
• «Кот в сапогах»
• «Хаврошечка»
• «Кот в сапогах»
• «Белка и Стрелка»
• «Альма и Мурка»
Аудиозаписи:
«Звуки природы», «Голоса животных».
Этап реализации проектов
Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ пожарной безопасности.
«Безопасность»
Закрепить правила при обращении с домашними животными.
«Познание»
Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тему, моделирование правил безопасного поведения при обращении с домашними животными.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения, связной речи через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.
«Социализация»
Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них. Формирование дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
«Чтение художественной литературы»
Слушание и обсуждение художественных произведений на данную тему, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.
«Здоровье»
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.
«Физическая культура»
Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх-соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве.
«Музыка»
Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально-ритмические движения, развитие артистических способностей.
«Труд»
Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей.
«Художественное творчество»
Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование).
Вот что мы делали, в ходе реализации проекта :
- Рассказывание р. н. сказки «Курочка-ряба».
- Чтение рассказа «Кошка» Е. Чарушин.
- Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
- Чтение Е. Чарушин «Курочка».
- Чтение сказки «Заюшкина избушка».
- Пение песенки «Поцарапал мишка лапу».
- Чтение стихов А. Барто из серии «Игрушки».
- Дидактическая игра «Отгадай, кто к нам пришел?».
- Дидактическая игра «Далеко – близко».
- Пение песенки «Маленькая птичка».
- Чтение сказки «Козлята и волк».
- Настольный театр «Курочка Ряба».
- Дидактическая игра «Кто-то в гости к нам спешит».
- Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
- Чтение сказки «Репка».
- Чтение сказки «Снегурушка и лиса».
- Чтение потешки «Пошел котик на Торжок».
- Пение песенки «Ежик».
- Чтение сказки «Маша и медведь».
- Подвижная игра «Сели зайчики в кружок».
- Дидактическая игра «Кто к нам пришел?».
- Рассматривание картины «Кошка с котятами».
- Пение песенки «Вышла курочка гулять».
- Дидактическая игра «Подбери перышки по цвету».
- Занятие «Кукушка».
- Пение песенки «Скачет зайка ловко».
- Подвижная игра «Лохматый пес»
- Театр игрушки «Как у нашего кота».
- Чтение сказки «Три медведя»
- Чтение Е. Чарушин «Кошка».
- Подвижная игра «Курочка и цыплята».
- Чтение потешки «Заинька походи».
- Игра-инсценировка «Стоит домик».
- Чтение «Слушай меня, мой пес» Л. Н. Толстого.
- Занятие «Как мы кормим птичек».
- Дидактическая игра «Чей голос?».
- Подвижная игра «У медведя во бору».
- Театр игрушек «Теремок».
- Подвижная игра «Гуси-гуси».
- Пение песенки «Серенькая кошечка»
- Чтение потешки «Сорока-белобока».
- Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».
- Наблюдение на прогулки за поведением птиц, кошечек и собачек.
Выводы по проекту
1. Данный проект открыл детям и родителям удивительный мир домашних животных. Он способствовал размышлению о взаимоотношениях людей и животных, помог ответить на вопросы «Какое место в нашей жизни занимают домашние питомцы?», «Что они приносят в нашу жизнь?», «Что мы можем им дать?», а также пополнил знания детей об особенностях домашних питомцев, подчеркнул необходимость гуманного отношения к животным.
2. Проект помог узнать, сколько семей в группе имеет домашних животных (19 семей из 32, какие виды домашних питомцев наиболее популярны в семьях (собаки – 43% и кошки – 36%, что нужно делать, чтобы нашим питомцам жилось хорошо.
3. Разработанные мероприятия позволили развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из разных источников, анализировать факты, высказывать собственное суждение. Благодаря проделанной работе, у детей развился устойчивый интерес к домашним питомцам, закрепились и улучшились их знания по данной теме, отметилось активное включение родителей в педагогический процесс, позитивные детско-родительские отношения.
Список литературы, использованной при разработке проекта
1. 1000 загадок. – СПб. : «Издательский Дом Нева»; М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 272с.
2. Большая книга животных. – М. : ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. – С. 202-229.
3. Волина В. В. Загадки от А до Я. –С. -Пб: Дидактика Плюс, 1997. -352 с.
4. Коробова М. В. Малыш в мире природы: метод, пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. — М. : Просвещение 2005 — 94с.
5. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: «Академия развития» «Академия, К°», 2000. — 176 с.
6. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам – М. : «Мозаика-Синтез», 2002. – С. 19-39.
7. Хрестоматия по детской литературе : Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Сост. А. Л. Табенкина и др. – М. : Просвещение, 1988.- 463 с.