Тамара Рычкова
Детско-родительский проект «Мои любимые животные» для 1 младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Начало 1 часть
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Время проведения: октябрь - апрель
Образовательная область: Речевое развитие
Участники: педагоги, дети и родители группы для детей 2-3 лет
1 этап. Целеполагание.
Взаимосвязь речевого познавательного и эмоционального развития.
Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого и эмоционального.
Публикация «Детско-родительский проект „Мои любимые животные“ для 1 младшей группы» размещена в разделах
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности и проблемы эмоционального развития, неуклонно растет, а родители мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.
К трём годам интерес ребёнка перемещается с взрослого на мир предметов и действий с ними. Развивается новая деятельность - предметная. Но без взрослых, малыш беспомощен. Ребёнок нуждается в активном взрослом и предпочитает в качестве партнёра того взрослого, который с ним часто и интересно играет.
Основные задачи в общении с малышом в этот период:
- эмоционально стимулировать и подкреплять (одобрять) познавательную и речевую активность;
- эмоционально привлекать малыша к предметам и демонстрировать образцы действия с ними;
- управлять активностью ребёнка;
- способствовать развитию умения общаться с взрослыми и детьми, формировать коммуникативную позицию.
Следствие такой коммуникации - опережающее развитие памяти, внимания, речи.
Психологи и педагоги (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Р. С. Буре, Н. Вастерман, С. Дональдсон, К. Роджерс и другие, подчеркивают необходимость постоянного сопряжения познавательного материала с логикой эмоционального восприятия его детьми.
Не секрет, что наши любимые домашние питомцы и животные дикой природы способны оказывать на человека положительное воздействие.
Для развития детей наблюдения за животными имеют огромное значение: способствуют усилению внимания, стимулируют вербальную и невербальную активность. Когда дети наблюдают за животными и взаимодействуют с ними, они становятся более настойчивыми, их поведение меняется в лучшую сторону. Животные как источник интереса со стороны детей могут быть отвлекающим фактором, снижающим напряжение в период адаптации к детскому саду.
Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет, и дает массу эстетических переживаний. Очень кстати здесь применять игры и занятия с игрушками.
Особую роль в развитии речи детей играет согласованность этой деятельности детского сада и семьи. Полезно проводить занятия с участием родителей и членов семей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, взаимодействуют со сверстниками.
Учитывая социальные и личностные потребности, практикующую значимость, возникла идея проведения данной работы. Определила цель - «Речевое развитие детей раннего возраста посредством эмоционального восприятия мира животных».
В настоящее время проблемы речевого и эмоционального развития детей дошкольного возраста требуют нового решения - внимательного отношения со стороны педагогов и родителей.
Цель:
Речевое развитие детей раннего возраста посредством эмоционального восприятия мира животных.
Установление эмоционального и делового контакта с родителями в совместной работе по воспитанию и развитию детей.
Задачи:
- привлечь родителей как активных участников в организации развития у детей познавательных и речевых умений и способностей.
- создать условия для развития активной речи и обогащения словаря детей;
- формировать потребность детей в общении с взрослыми и сверстниками посредством речи;
- формировать способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности.
В основу работы положена гипотеза, что регулярный, эмоциональный, речевой контакт взрослого с ребенком при ознакомлении с миром животных способствует развитию речи и эмоциональной сферы ребенка.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный материал может быть использован в работе дошкольных учреждений.
2 этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы и вовлечь родителей в работу над проектом.
2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, игрушки, иллюстративный материал по теме.
3. Подобрать и систематизировать игры на развитие мелкой моторики рук, логоритмические игры, подвижные игры, стихи для инсценирования игрушками, дыхательные упражнения по теме «Животные».
4. Создать картотеку стихов про животных.
5. Составить перспективный план мероприятий по речевому развитию детей с участием родителей.
6. Анализ полученных результатов, выводы.
Список литературы, статей для изучения
1. Гербова В. В., Максаков А. И. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1986г.
2. Просвещение, 1986г.
3. Дошкольное воспитание 1989г., №4
4. Дошкольное воспитание 1995г., № 4
5. Дошкольное воспитание 1995г. №5
6. Лайзане С. Я.
7. Лямина Г. М. «Развитие речи ребенка раннего возраста». Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005.
8. Монина Г. Б., Ларечина Е. В. «Игры для детей от года до трех». Речь. Санкт Петербург 2008г.
9. Новосёлова С. Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».
10.«От рождения до года» под редакцией Вераксы Н. Е.
11. Павлова Л. Н., «Раннее детство: развитие речи и мышления».
Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез.
12. «Первые шаги». Материалы московского городского конкурса (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2002г.
13. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». М. ,изд. центр ВЛАДОС, 2002г.
14. Печора. К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.
М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006г.
15.«Развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Первая младшая группа автор сост. Т. Г. Кобзева Волгоград: Учитель, 2010г.
16. Смирнова Л. Н. «Развитие речи у детей 2-3 лет».
17. Тимофеева Е. Ф.
3 этап. План мероприятий по реализации проекта
Интеграция образовательных областей
ОО «Развитие речи»
Виды деятельности: НОД, чтение художественной литературы, словесные игры, игры - инсценировки, дыхательные игры и упражнения, логоритмические игры, пальчиковые игры.
ОО «Познавательное развитие»
Виды деятельности: НОД, дидактические игры.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Виды деятельности: игры – драматизации, инсценирование сказок, инсценирование игрушками стихов, потешек.
ОО «Физическое развитие»
Виды деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры.
Октябрь
Непосредственно – образовательная деятельность с участием родителей
«Собачка Шарик». Развивать познавательную активность, обогащать представления детей о животных, отвечать на вопрос воспитателя предложением из 3-4 слов. Воспитывать добрые чувства. Способствовать созданию атмосферы эмоционального благополучия каждого ребенка.
Совместная деятельность педагога и детей
Дыхательные упражнения «Собачка».
Пальчиковая игра «Собака».
Чтение рассказов «Слушай меня мой пес» Л. Н. Толстой, «Собака» Е. И. Чарушина.
Подвижные игры: «Цыплята и собачка», «Собачка», «Лохматый пес», «Вороны и собаки».
Игровые упражнения «Собака».
Чтение стихотворения «Пес» А. Барто.
Инсценирование игрушками «Собачка».
Дидактическая игра «Кто с кем?»
Сотрудничество с родителями
Анкетирование родителей «Речевое развитие детей третьего года жизни» Цель: выявление видов деятельности детей дома.
Сбор персональных сведений. Какие домашние питомцы, большие образные игрушки имеются в семье.
Выступление на родительском собрании: «Роль семьи в развитии речи ребенка».
Ноябрь
Непосредственно – образовательная деятельность с участием родителей
«Наблюдение за кроликом». Уточнить представление детей о кролике (о внешнем виде, повадках, обогатить и активизировать словарь по изучаемой теме. Вызвать положительные эмоции от непосредственного общения с животным.
Непосредственно – образовательная деятельность с участием родителей
Рассматривание игрушки мишки. Игра «Играем с мишкой».
Развивать речь детей. Обогащать словарь детей глаголами. Развивать слуховое, фонематическое восприятие. Учить сопровождать игру речью. Координировать речь с движениями, запоминать короткий рифмованный текст.
Совместная деятельность педагога и детей
Пальчиковая игра «Зайчик»
Подвижные игры:
«Догони зайчика» Сл. Ю. Островского, «Зайка беленький сидит»,
«Зайка серый умывается».
Логоритмическая игра «Заинька, поклонись». Чтение А. Барто «Зайка».
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Чтение стихотворений «Зайка – трусишка», «Жил-был зайчик» В. Хорол.
Инсценирование игрушками
«Зайка».
Дыхательные упражнения «Мишки».
Чтение А. Барто «Мишка».
Игра – драматизация «Медвежонок и козлята». Чтение стихотворения «Медвежонок»
Инсценирование игрушками
«Мишка косолапый».
Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Мишка и дети», «Догонялки с мишкой»(М. Картушина).
Сотрудничество с родителями
Беседы «Практические советы по совместному с детьми общению с книгой, игрушкой, рассматриванию иллюстраций».
Консультация для родителей «Развитие звуковой культуры речи детей 2-3 лет».
Оформление фотоальбома «Животные в моей семье».
Совместная с родителями Игра – драматизация «Медвежонок и козлята».
Декабрь
Непосредственно – образовательная деятельность с участием родителей
«Птички прилетели на кормушку».
Развивать у детей элементарные представления о птицах (поют, радуются, клюют корм). Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами. Активизировать использование в речи детей слов – действий.
Совместная деятельность педагога и детей
Пальчиковая игра «Птички»
Дыхательные упражнения «Воробушки»
Логоритмическая игра «Птички летели, все люди глядели».
Дыхательные упражнения «Ворона кричит».
Игровые упражнения «Кукушка».
Инсценирование игрушками
«Прилетела птичка» (Ю. Островский)
Подвижные игры «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Кошка и птички», «Воробушки».
Дидактическая игра «На птичьем дворе».
Сотрудничество с родителями
Изготовление кормушки.
Практикум для родителей «Поиграй со мной».
Оформление альбома с картинками по теме «Животные».
Совместные подвижные игры родителей и детей.
Продолжение 2 часть следует