Наталья Ефанова
Детско-родительский творческий проект «История часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек, который понапрасну теряет время, замечает, как стареет.
Е. Шварц.
Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность.
Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях.
Публикация «Детско-родительский творческий проект „История часов“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности. В постоянной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью.
Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка – дошкольника, а именно, через организацию мини – музеев.
Вид проекта : творческо – познавательный ( затрагивает несколько областей ФГОС: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно -эстетическое).
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, специалисты, родители старшей группы.
Цели проекта :
• Систематизация представлений воспитанников о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда) в рамках подготовки к обучению в школе;
• Сплотить коллектив детей, воспитателей, родителей;
• Познакомить дошкольников с историей возникновения часов.
Задачи:
«Познавательное развитие»
- формировать представления о составных частях часов, об определении времени по часам;
- познакомить детей с историей возникновения часов;
- познакомить с древними и современными способами измерения времени;
- обогатить представления дошкольников о времени, его периодичности, сменяемости, необходимости.
«Речевое развитие»
- формировать умение использовать в речи слова, обозначающие временные категории;
- развивать монологическую и связную речь.
«Художественно – эстетическое развитие»
- формировать представления о временных отношениях через чтение художественной литературы;
- развивать творческие способности через изобразительную деятельность.
«Социально – коммуникативное развитие»
- развивать умение планировать свою деятельность во времени;
- формировать у детей потребность и интерес к коллекционированию;
- воспитывать уважение к сверстникам умение проявлять взаимопомощь в современной коллективной деятельности.
Механизмы реализации проекта
I Подготовительный: рассматривание серии картинок «часов», «части суток», «режим дня дошкольников», «времена года»; вводная беседа с детьми о разных видах часов (песочные, солнечные, водяные, наручные, башенные) о строении часов, значении часов и минутной стрелкой; обсуждение темы проекта с родителями, привлечение к совместной деятельности.
II Основной.
Планирование деятельности: участие детей и взрослых в обсуждении этапов выполнения проекта. Сбор материала: модели часов; иллюстрации часов (картинки, фото, открытки); детская художественная литература о времени; стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени; игры на развитие ориентировки во времени; подвижные игры о временных представлениях. Обсуждение с детьми пошагового выполнения заданий. Составление плана работы над проектом.
Работа с родителями:
- помощь в создании мини – музея и в сборе экспонатов;
- проведение консультаций для родителей по теме «Развитие у детей чувства времени», «Как научить ребенка определять время по часам».
Осуществление проекта :
- рисование «Часы будущего»;
- аппликация, лепка «Часы»;
- разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о времени;
- использование в сюжетно – ролевых играх;
- подвижные игры «День - ночь», «Совушка - сова», «Лови бросай – времена года называй», «Лови бросай – дни недели называй», «Лови бросай – месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время».
- беседа на тему «История часов».
- оформление выставки книг с произведениями о времени;
- чтение художественной литературы о часах, о частях суток, о времени года: «Девочка и время», И. Мельникова «Про часы и о часах», В. Садовский «Тик - так», стихи Вольт Суслов «Который час», С. Жупанинин «Лесные часы», «Часы с боем», загадки про часы, использование развивающих технологий «Ориентировка во времени: сутки, неделя, месяц, год».
- дидактические игры «Все о времени», «Учим часики», «Времена года», «Время суток», «Когда это бывает?».
- оформление выставки рисунков «Часы будущего»
- работа с родителями: чтение с детьми дома произведений о времени;
- просмотр мультфильмов по теме;
- изготовление макетов часов с детьми;
- разучивание утренней гимнастики «Часы»
III Заключительный этап.
Участие в смотре – конкурсе мини – музеев детского сада.
Ожидаемый результат.
Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда); развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени. Проект способствует развитию у ребенка таких качеств личности как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Данная проектная деятельность посредством продуктивной деятельности развивает творческое мышление, конструктивные способности, воображение.
Оценка эффективности проекта : разработанный проект развивает у детей интерес к истории возникновения различных видов часов, исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение и позволяет обобщить знания детей о временных отношениях.