Мария Рахлеева
Детско-родительский проект «Кулинарные традиции Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Рябинка
Детско-родительский проект
«Кулинарные традиции Урала»
Воспитатель: Рахлеева М. В.
Южноуральск 2021г.
Введение.
Мы живем на Урале, питаемся очень разнообразной пищей. Нас не удивишь уже ничем. Наш Урал отличается тем, что у нас есть своя традиция питания, определенные блюда, одним словом - Уральская кухня.
Публикация «Детско-родительский проект „Кулинарные традиции Урала“» размещена в разделах
Национальная кухня-это присущие данному народу, исторически сложившиеся приемы и правила приготовления пищи, приноровленные к природным и хозяйственным условиям жизни данного народа или национальности.
Еда-это серьезное занятие, которому человек посвящает всю жизнь. И стратегия питания должна состоять в простой истине, что еда прежде всего должна быть вкусной и, следовательно с ней обязательно должно быть связано глубокое физиологическое и психологическое удовлетворение. Невкусная еда, как правило, приносит вред, независимо от своего состава. А еда в неспокойной обстановке или в то время, когда человек раздражен, бесцельна и даже опасна.
Национальные или региональные кухни, тесно связанные по своему происхождению с природно-хозяйственными и национальными условиями того района, где они возникли, удовлетворяют именно главному требованию еды: они вкусны.
Блюда настоящей уральской кухни, во-первых, сытны. Они рассчитаны на то, что ими пользуются рудокопы, металлурги, геологи, золотоискатели, машиностроители, рыбаки -люди тратящие огромную энергию в процессе своего труда и требующие регулярного и эффективного ее восстановления. Настоящая уральская кухня, во-вторых, вкусна и разнообразна, потому что она веками была тесно связана с первосортным естественным сырьем: с красной и пернатой дичью, с превосходными сортами пресноводной рыбы,с дарами лесов - грибами, ягодами, кедровыми орехами, всевозможными травами, а также медом с разнообразной зерновой базой - ячменем, рожью, пшеницей.
Уральская кухня, наконец, чрезвычайно богата в композиционном отношении, необычна, своеобразна, ибо в ней сочетаются и перекрещиваются кулинарные традиции финно-угорских народов, восточные приемы татарской и башкирской кухни, опыт и навыки,а также вкусы древнерусской и современной русской кухни.
«Понятие уральская кухня» употребляется сравнительно недавно, да и то, может быть, только самими уральцами, причем далеко не всеми. В остальной стране, ни в европейской части России, ни в Сибири, оно практически неизвестно. Зато всюду в стране знают и говорят о сибирской кухне, когда речь заходит о пельменях, шаньгах или пареной репе. Как региональная кухня, уральская не выделяется в научных этнографических исследованиях, в них обычно также идет речь о сибирской кухне, которая по составу, по особенностям совпадает с тем, что принято на Урале в широком смысле этого понятия, т. е. включая и Предуралье и Зауралье. Однако никакого противоречия тут нет. Дело в том, что до 40-х годов XVII века все обширное Предуралье, а тем более Урал долгое время считалось «Сибирью». Вот почему и все возникшие или существовавшие на этой территории кушанья в Московской Руси именовались сибирскими.
Мы с детьми решили проследить по сказкам, какие блюда уральской кухни упоминаются в книгах. Сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени, также происходило с традициями уральской кухни.
Каждый народ имеет, не только свои обычаи и сказки, но и свои неповторимые песни, танцы, любимые блюда и способы приготовления этих блюд.
Перечитывая уже знакомые сказки или читая новые, мы заметили, что в любой из сказок, будь она волшебная или про животных, герои готовят и угощают других героев различными яствами.
Названия блюд, используемых в сказках, мы слышим и в настоящее время.
Желание больше узнать о блюдах, которые упоминаются в сказках, как они начинали готовиться, и как готовятся в наше время, с какими изменениями они дошли до наших дней.
Цель: объединить усилия семьи и ДОУ в вопросе изучения кулинарных традиций Урала
Задачи:
Для детей:
-изучить художественную литературу и выявить наличия блюд в сказках;
-охарактеризовать основные особенности, присущие уральской кухне;
- обогащать культурный опыт дошкольников
Для родителей:
- привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой, речевой деятельностями
Тип проекта : краткосрочный.
Продолжительность: 2 недели
Участники проекта :
-дети разновозрастной группы;
-родители;
-педагог.
Этапы и формы проекта.
Мой проект включает в себя три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
1. Подготовительный (аналитический);
2. Практический (реализация намеченных ланов);
3. Заключительный (подведение итогов).
Перспективный план работы с детьми по проекту :
Чтобы сказочная история лучше запомнилась, многие детские педагоги рекомендуют поиграть в сказочные предметы с ребенком. В этом случае ребенок находится внутри сказки и в процессе запоминания участвует почти весь организм. А еще можно приготовить вместе с ребенком сказочное блюдо, потрогать ручками и съесть. Вспомним, чем же лакомятся любимые персонажи?
1. -Чтение сказки «Три медведя» с целью нахождения уральского блюда –«Уральская похлебка» (приложение 1)
В сказке «Три медведя», девочка пришла в домик медведей «вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой…»
Похлёбка - разновидность супа, представляющая собой лёгкий овощной отвар, называемый по имени основного компонента, например картофельная похлёбка, капустная похлёбка, щавелевая похлёбка, луковая. В связи с быстроваркостью овощей, похлёбка не может готовиться более получаса. Также, похлёбка не может быть приготовлена на мясном или рыбном бульоне, сочетание «мясная похлёбка» не имеет смысла. Никогда не используют в похлебки фасоль, свеклу, кислую капусту. В состав похлебок обязательно входят лук и пряности, подбор которых неодинаков для каждого вида похлебки. Пряная зелень петрушки, укропа и сельдерея, а также чеснок -наиболее частые компоненты. В наше время похлебка занимает особое место в вегетарианской кухне.
- пальчиковая гимнастика «Супчик»-(приложение 2)
- слайд- презентация «сказки «Три медведя»
2 .Чтение сказки «Козья избушка»- «Подошё л бедняк к той избушке и ахнул: стены у избушки из блинов, печка – из творога, крыша – из сухого сыра, дымоход – из масла, а подоконники – из сахара»
Блины являются традиционным лакомством уральского народа, одним из самых любимых и почитаемых блюд. Для уральского народа блины были и есть одни из излюбленных лакомств, мы готовы есть их и днем, и ночью, наслаждаясь вкусом и ароматом, а также разнообразием начинки, которая может быть как сладкой (ягоды, варенье, повидло, творог, так и не сладкой (грибной, рыбной)- (приложение 1)
- пальчиковая гимнастика «Блинчик»
3 .Чтение сказки «Гуси-лебеди»- В сказке «Гуси-лебеди» молочные реки и кисельные берега помогали героям скрыться от погони. Кисель — традиционный уральский напиток, точнее сказать блюдо. Бывает он трех консистенций: густой (те самые кисельные берега, остужается в форме и больше напоминает желе, полугустой — сытное блюдо больше похожее на суп, подается тёплым, и жидкий напиток или подлива. - (приложение 1)
- пальчиковая гимнастика «Кисель» (приложение 2)
4 .И. Ревю «Сказка про картошку»- «Картовница»была и праздничным и повседневным блюдом. Повседневным — потому, что проста и дешева, праздничным — потому, что вкусна и нарядна.
Подавали в столу с соусом,соленьями, селедкой — у кого что было припасено. Иногда в картовницу добавляли и другие начинки, помимо картофеля.
Летом — огородную зелень, свежие грибы, зимой — вымоченные соленые грибы, репчатый лук. Но чаще готовился классический рецепт. Именно его вкус и помнят уральцы. - (приложение 1)
5. Сказка «Маша и медведь» -«Маша напекла пирожков, достала большую-пребольшую корзину и говорит медведю:- Вот в эту корзину я положу пирожки, а ты отнеси её в нашу деревню.»- Уральские пирожки (приложение 1)
-пальчиковая гимнастика «Пирожки» (приложение 2)
6. -Сказка И. Родыгина «Пельмени- проказники»- Пельмени – блюдо исконно уральское. Его изобретатели древние кулинары коми-пермяцких племён. Названо это столь популярное кушанье по форме изделия, а произношения несколько переиначено на русском языке. На коми-пермяцком блюдо именуется пиль-нянь. Пель – ухо, нянь – хлеб, так что пельмени – это «хлебные уши». В уральской кухне они могут быть и с картошкой, капустой, редькой, грибами или рыбой и многими другими начинками. - пельмение с квашеной капустой (приложение 1)
-пальчиковая гимнастика «Пельмени» (приложение 2)
Перспективный план работы с родителями:
1. Консультация «Домашняя кулинария» (приложение3)
2. Памятка «Как можно развивать ребёнка с помощью кулинарии» (приложение3)
3. Создание книги рецептов
4. Фоторепортаж «Мы готовим с ребёнком вместе»
Приложение 1 Рецепты блюд
Блины по –уральски
молоко, 220 мл;
мука, 220 г;
вода, 240 мл;
яйцо, 1 шт. ;
масло растительное, 50 г;
соль, сахар – по вкусу.
В молоко добавить соль, сахар, разбить яйца, перемешать, затем тонкой струйкой всыпать муку, постоянно помешивая. Когда консистенция станет однородной, без комочков, влить растительное масло. Выпекать с двух сторон на бабушкиной чугунной сковороде.
«Уральская картовница»
Многие уральцы могут назвать это блюдо любимым кушаньем детства. Эту картофельную запеканку готовили и в селах Курганской области, и в рабочих поселках и городках горнозаводского Урала, и в промышленных гигантах: Свердловске, Челябинске, Перми, Магнитке, Тагиле, Каменске, в русской печке и в духовке.
Картофель, яйца и молоко — были самыми легко доступными продуктами, самыми недорогими. Но нужно уметь из такого незамысловатого набор приготовить кулинарный шедевр.
Вот современный рецепт на семью из 3-4 человек:
Состав:
1,35 кг чищенного картофеля
750 мл молока
4 яйца
соль и черный молотый перец по вкусу
растительное масло для смазывания формы
Приготовление картовницы
Очищенный картофель следует нарезать тонкими одинаковыми пластиками или тонкими брусочками.
Форму смазать растительным маслом и уложить картофель в нее. Духовку разогреть до 200°C. Теплое молоко взбить с яйцами, солью и черным молотым перцем. Залить этой смесью картофель. Она должна чуть покрывать картошку. Поставить форму в разогретую духовку примерно на 1 час. Печь до румяной корочки.
«Уральские пирожки»
Состав:
• Мука — 400 гр
• Фарш мясной — 500 гр (50% свинина, 50% говядина)
• Яйцо — 2 шт.
• Сметана — 4 ст. ложки
• Вода — 100 мл
• Лук — 1 луковица
• Соль — по вкусу
• Перец черный — по вкусу (молотый)
• Масло растительное — 100 мл (для жарки)
• Рассол (вода) — 150 мл
Шаг 1. Приготовление теста. Яйца, сметану, соль и воду перемешайте, добавьте постепенно муку, замесите мягкое тесто. Тесто должно получиться менее крутым, чем пельменное.
Шаг 2. Мелко порубите свинину и говядину. В фарш добавьте соль, перец, сушеный укроп, добавьте рассол от огурцов. Мясо насыщается вкусом всех специй, которые присутствуют в рассоле — очень вкусно! При добавлении рассола фарш не солите или солите очень осторожно.
Шаг 3. Тесто разделите на две части, каждую скатайте в колбаску и порежьте на кусочки, которые надо расплющить в лепешечки.
Шаг 4. Лепешку раскатывайте скалкой, толщина должна быть в полтора раза больше пельменной, чтобы пирожок не порвался во время жарки и остался сочным. Выложите начинку на половину лепешки.
Шаг5. Разогрейте растительное масло на сковороде, обжарьте посикунчики с двух сторон на среднем огне.
«Уральские пельмени с квашеной капустой»
Для приготовления понадобится:
Для начинки:
• Квашеная капуста -300 гр.
• Луковица -1шт.
• Свиное сало -100 гр.
Для теста:
• Мука -300 гр.
• Яйцо куриное -1 шт.
• Кипяток -100 мл.
• Соль -1/2 ч. ложки.
• Растительное масло -2 ст. ложки.
Готовим тесто.
Для этого в глубокую миску просеиваем муку, разбиваем одно куриное яйцо.
Солим, добавляем растительное масло, все перемешиваем.
Затем вливаем кипяток, замешиваем тесто. Месим до тех пор, пока руки не будут чистыми. Тесто должно быть достаточно эластичным и мягким, будто мочка уха. Перекладываем тесто в целлофановый пакет, дадим ему отдохнуть несколько минут, пока готовим начинку.
Готовим начинку.
Луковицу очищаем, нарезаем на такие кусочки, чтобы легко можно было перекрутить через мясорубку.
Свиное сало также нарезаем на кусочки.
Капусту пропускаем все через мясорубку с салом и луком. Перемешиваем. Начинку отжимаем, чтобы не было лишнего сока. Начинка готова.
Формируем пельмени.
Для этого тесто разделяем на две половинки, каждую из которых раскатываем в тонкую лепешку.
При помощи бокала формируем кружочки. Для наших будущих пельменей.
В центр каждого кружочка кладем начинку.
Формируем пельмень, как на фото.
Варить пельмени нужно в кипящей подсоленной воде, после того как они всплывут понадобиться буквально 2-3 минуты.
Приложение 2 Пальчиковая гимнастика
«Пельмени»
Мясорубку покручу,
Фарш мясной я получу.
Отделяя фарша горстку
На кружок кладу я горстку
Я края соединяю
Пальчиками их сжимаю и
Пельмешки получаю.
(Движения согласно тексту).
«Похлёбка»
Похлёбку решили мы сварить
Маму с папой накормить
Мы картошку раздобыли
Поперчили,
Посолили,
Помешали,
Маму с папой угощали.
(загибать пальцы попеременно)
«Блинчик»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной
Пригласим к обеду маму.
(движения по тексту)
«Кисель»
Бабушка кисель варила
(Правая рука «помешивает кисель»)
На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом)
В черепушечке.
(Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушку)
Для Андрюшечки.
(Ладонь правой руки ложится на грудь)
Летел, летел соколок
Через бабушкин порог.
(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук цепляются друг за друга. Помахать скрещенными ладонями, как крыльями)
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
(Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются)
Вот и нету киселька
(Руки развести в стороны)
В черепушечке.
У старушечки,
(Руки снова показывают горшок-черепушку)
На горушечке.
(Руки вновь показывают горку)
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»
(Руки «утирают слезы»)
Не плачь, бабка, не рыдай!
(Указательный палец правой руки «грозит бабке»)
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя
(Правая рука снова помешивает кисель)
Во-о-от столько.
(Руки расходятся широко-широко в стороны)
«Пирожки»
Быстро тесто замесили,
На кусочки разделили,
Раскатали все кусочки
И слепили пирожочки.
Пирожки с вареньем —
Всем на удивленье!
Консультация для родителей «Готовим и играем на кухне вместе с детьми»
Готовим и играем на кухне вместе с детьми.
Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы. А мы с вами, конечно, не согласимся. Где мамы проводят так много времени после рабочего дня? Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни, перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора. А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать? А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве? Обращаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне? Что может получиться в результате? - Мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы. - Поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий. - Поможем научиться терпению. - Самым коротким и действенным путем научим важным домашним работам. - Дадим понять, как заботимся о своей семье. - Освоим современный способ обучения и развития ребенка – обучение естественным образом. - Сделаем для ребенка сам процесс учения практичным. - Станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют. Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.
«Вкусные слова»
Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром. Мама: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». По очереди называть слова и «выкладывать» на ладошку. Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.
«Охота на слова»
Цель: Дать понятие об овощах, способствовать развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь. Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картофель, укроп, свекла и т. д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще.
«Помощники»
Цель: Упражнять в словообразовании сложных слов. Как можно одним словом назвать прибор, который…варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль?
«Готовим сок»
Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных. Образуем слово: «Из яблок получается сок (яблочный, из груш - (грушевый, из слив, из свеклы, из капусты, из…»
«Покупки»
Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания: 1. В каких из этих предметов «живет» звук «Р» (либо другой звук) 2. Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить. 3. Что для тебя здесь самое вкусное? 4. Что самое тяжелое (легкое?
«Раскладываем и пересчитываем»
Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов. Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное количество приборов.
«Охота на цифры и буквы»
Цель: Упражнять в умении различать и называть цифры (буквы, закреплять умение ориентироваться в пространстве. Обратитесь к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают? А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы? И т. д.
«Выдумщик»
Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. Предложите ребенку придумать сказку или историю про… старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы и т. д., если нужны ребенку подсказки помогите ему, задавайте наводящие вопросы.
Памятка
Как можно развить ребёнка с помощью кулинарии :
1. Объясняйте, что происходит в процессе приготовления блюд. У маленького открывателя наверняка будет много вопросов, и постарайтесь удовлетворить его любопытство. Рассказывайте, что будет, если налить немного уксуса в соду, почему растет дрожжевое тесто, зачем добавлять яйца в омлет, и т. д. Ребёнок получит неоценимый опыт и узнает много интересного, когда будет помогать маме на кухне.
2. В работе с крупами, тестом, макаронными изделиями и тренируется мелкая моторика рук.
3. Ребёнок научится идти к поставленной цели, ведь для того, чтобы полакомиться пирогом, нужно замесить тесто, дождаться, пока оно испечется и остынет. В процессе приготовления тренируется внимательность, выдержка, развивается терпеливость.
4. На кухне ребенок учится быть самостоятельным, ценить чужой труд, доставлять близким людям радость с помощью вкусных блюд.
5. Расширяется словарный запас, ведь ребё нок узнает столько новых слов: названия продуктов, блюд, специй и т. д.
6. Учите ребёнка не только готовить, но и красиво сервировать стол. Если сын или дочь захотят вымыть посуду, не запрещайте только потому, что ваш ребёнок все сделает не так, как нужно. Наоборот, похвалите за желание помочь и ни в коем случае не критикуйте результат работы. Возможно, тарелки будут вымыты не тщательно, а вокруг мойки будут стекать ручейки воды. Когда ребёнок пойдет играть в свою комнату, можно устранить недочеты. Но он должен знать, что родители им гордятся и искренне благодарны за помощь.
7. Готовить всей семьей вкусное блюдо весело и интересно. Совместное занятие сближает, улучшает психологический климат в доме, создает благоприятную обстановку. Родители рассказывают интересные истории, детки смеются, все улыбаются и чувствуют себя счастливыми.
8. Если маленький привереда приготовит своими руками блюдо, наверняка, он захочет его попробовать. Это поможет маме, наконец-то, накормить «нехочуху».