Татьяна Макарова
Детский исследовательский проект «Растенье — земли украшенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Растенье- земли украшенье»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги и сотрудники ДОУ, родители.
Актуальность:
Много лет тому назад человек был тесно связан с землей. Она была «кормилицей» человека. Теперь же многие люди отгородились от природы многоэтажными домами. Они не имеют возможность увидеть эту связь в своей обыденной жизни. Поэтому выход из этой ситуации – это создание и организация развивающей среды, в которой бы находился человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Публикация «Детский исследовательский проект „Растенье — земли украшенье“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Растения– это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать.
Проблема: Недостаточные знания о составе почвы, ее значении на рост растений, урожай.
Гипотеза: Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему состав почвы влияет на рост растений и качество плодов.
Цель проекта: доказать влияние почвы на рост и плодородие растений.
Задачи:
Формировать представления о том, что почва- верхний, плодородный слой земли.
Познакомить с составом почвы, влиянием качества почвы на рост растений.
Систематизировать знания детей о свойствах почвы.
Формировать знания детей о картофеле как одном из основных продуктов питания в России;
Развивать экспериментально-исследовательскую деятельность.
Развивать умения формулировать выводы, фиксировать результаты наблюдений.
Формировать навыки экологически безопасного поведения в окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы знания о составе почвы
проявление познавательного интереса к миру растений
созданы необходимые условия в группе и на участке для наблюдений за ростом овощных культур и возможностью ухаживать за ними
развитие умений правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
Этапы реализации проекта
I.Подготовительный:
Постановка проблемы.
Выдвижение детьми собственных гипотез.
Сбор материала и информации для реализации проекта.
Постановка цели и задач, определение направлений работы, объектов и методов исследования.
Предварительная работа с педагогами (подборка соответствующих дидактических, подвижных игр, опытов и экспериментов, планирование различных видов деятельности - интегрированных ОД, целевых прогулок по теме проекта).
Выбор оборудования и материалов, изучение и подбор литературы (методической, научной, художественной по теме проекта).
II. Практический: решение поставленных задач различными методами и приемами во всех видах детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, экспериментальная, изобразительная, восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная, трудовая). Организация совместной деятельности с детьми, самостоятельной деятельности детей, взаимодействие с родителями воспитанников.
III.Заключительный: обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций, презентация проекта.
План реализации проекта:
1 день Беседа «Что такое почва?», «Чем отличаются почва и песок»
Анкетирование детей
Рассматривание энциклопедий «Самая полная энциклопедия научных опытов», «Простая наука», картин, фотографий, таблиц, алгоритмов
Чтение сказки Г. Кузьминой «Занимательная наука вместе с гномиком Кузей»
Виртуальная экскурсия на овощехранилище
Заседание «Клуба Почемучек»
Дидактическая игра «Я знаю пять названий овощей…фруктов…ягод…предметов для опытов»
Экспериментальная деятельность: посадка семян в почву и песок.
2 день Беседа: «Как влияет почва на рост растений (картофеля?»
Изучение состава почвы-просмотр презентации
Моделирование «Слои земли»
Дид. игры «Что нужно для опыта», «Четвертый лишний», «Опиши, мы отгадаем»
Чтение сказки О. Балушевой «Сказка о почве»
Режиссерские игры: «Фокусники», «Мы-исследователи».
Изобразительная деятельность:
-аппликация «Веселый огород», «Загадки с грядки»
Просмотр мультфильма: «Веселый огород»
Экспериментальная деятельность-опыты:
-в почве есть воздух
-в почве есть влага
(в домашних условиях с родителями)
3 день Беседа «Как картофель попал в Россию»
Экскурсия в магазин, социологический опрос
Гость группы-повар детского сада с рассказом о различных блюдах из картофеля.
Дидактические игры: «Кому что нужно для труда», «Отгадай на ощупь»
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Просмотр мультфильма: «Чипполино»
Изобразительная деятельность:
-рисование «Как на нашем огороде», «Антошка-картошка»
Развлечение «Осенняя ярмарка»
Экспериментальная деятельность-опыты
-в почве есть перегной
-растворение бумаги и полиэтилена в почве
(в домашних условиях с родителями)
4 день Беседа «Мое любимое блюдо из картофеля»
Экскурсия на кухню: рассматривание картофелечистки, овощерезки.
Чтение экологической сказки О. Емельяновой
Дид. игры «Дорисуй предмет», «Проведи линию»
Просмотр мультфильма: «Как Ваня и Маша вырастили урожай»
Художественно-творческая деятельность: изготовление лэпбука «Чудо-картошка»
Изобразительная деятельность: рисование листовок, памяток на тему «Берегите землю»
Режиссерская игра «Мы-юные исследователи»
Ручной труд: «Поделки из картофеля»
Экспериментальная деятельность-опыты
-в картофеле есть крахмал
-как получить крахмал из картофеля
(в домашних условиях с родителями)
5 день Беседа «Почему картошку называют вторым хлебом?»
Чтение занимательных рассказов из книги Д. Гринберга «Легко и весело о сложном. Большая книга простых экспериментов для детей»
Режиссерская игра «Лаборатория»
Художественно-творческая деятельность: выпуск журнала «Чудеса на огороде»
Ручной труд: создание коллажа «Берегите землю» (совместно с родителями)
Творческий вечер «Магия и волшебство»
День открытых дверей «Картофельные чудеса»
Результативность проекта:
Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования дети пришли к выводу: почва- это верхний плодородный слой земли; в почве растения растут лучше, чем в песке, чтобы земля давала хороший урожай и росли растения, надо почву не загрязнять; картофель является одним из основных продуктов для жизни человека, разнообразие блюд из картофеля, узнали о целебных свойствах картофеля.
Наша работа по данному проекту не только обогатила знания детей, но и, в некоторой мере, пробудила в них доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Проработав данную тему, мы пришли к единому мнению, что наша гипотеза нашла свое подтверждение
По результатам проделанной работы мы составили советы для ребят нашей группы и ребят-дошкольников в нашем детском саду:
1. Не загрязнять почву бытовым мусором!
2. Нельзя сажать на одном месте одни и те же растения – почва истощается!
3. Участвуй в акции «Посади дерево!»
4. Нельзя вырубать леса, из-за этого мелеют реки, остаются без влаги целые районы, пыльные бури разрушают почву!
5. Нельзя вносить в почву много удобрений и химикатов, это плохо влияет на состав почву и качество роста растений!
Задачи, которые мы ставили перед собой- реализованы.
Работу над данным проектом мы будем продолжать и будем вести разъяснительную работу в других группах детского сада.
Риски
1. Низкий уровень познавательного развития детей.
2. Недостаточная заинтересованность, активность родителей.
3. Вероятность упущения отдельных направлений проекта из-за большого объема изучаемого материала.
Итоговый продукт:
• Лэпбук «Чудо-картошка»
• Журнал «О картошке-всерьез»
• Дневники наблюдений.
• Коллаж: «Берегите землю!»
Опыты:
1. В земле ростки растут лучше,чем в песке.
2. В почве есть влага:
3. В почве есть воздух
4. В почве есть перегной
5. В картофеле есть крахмал
6. Выделение крахмала из картофеля
7. Разложение в почве бумаги и фантиков, полиэтилена
Бумага в земле растворилась, а фантик и полиэтилен-нет!
Ребята представляли свой проект на ежегодной научно-практической конференции "Юные творцы" и заняли I место.