Лариса Отраднова
Детский тематический проект «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Путешествие по зимнему лесу»
Выполнила Отраднова Лариса Михайловна
Этап выбора темы: с приходом зимы обследуя «живой мир» территорию детского сада дети сделали вывод, что на территории совсем не стало насекомых, растений, мало птиц. У детей появилось много вопросов: «Почему после осени приходит зима?», «Почему в одних странах бывает холодная и снежная зима, а в других - нет?». Дети пытались предположить, откуда и как появляется снег, рассматривали снежинки под увеличительным стеклом, также проводили опыты со снегом и др. За прошедший период у детей усилился интерес к данной теме, возникли новые вопросы: «Какие дикие животные живут в лесу зимой?», «Чем они питаются, если вся земля покрыта снегом?»,
Публикация «Детский тематический проект „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«А могут ли все животные и птицы спать?», или «Бывает ли в лесу другая погода?».
Таким образом, исходя из детских вопросов и интересов, мы определили тему проекта «Путешествие по зимнему лесу».
Для более глубокого изучения этой темы наметили направления ее развития:
почему и для чего происходит смена времен года;
какие животные и птицы живут в лесу;
как животные и птицы выживают в зимний период;
что происходит зимой с неживой природой (деревья, кустарники, лесные речки и ручейки)
люди, которые изучают живую и неживую природу и охраняют ее;
Цель: формировать у детей представление о живой и неживой природе в зимний период.
Поставили задачи:
создать условия для развития у детей элементарных представлений о жизни диких животных в природе зимнего леса;
расширить представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы;
развивать поисковую деятельность, познавательный интерес;
совершенствовать самостоятельную творческую деятельность детей;
активизировать совместную деятельность родителей и детей.
Были взяты вопросы для обсуждения с детьми:
Люди, каких профессий изучают живую и неживую природу.
Для чего животные готовят себе запасы на зиму?
Все ли животные впадают в спячку?
Нужна ли зима для животных и для растений?
Есть ли взаимосвязь между животными?
Изучая эту тему мы, взрослые, тоже узнали много интересных фактов из жизни животных и поделились этой информацией с детьми. Например: охотясь за мышами, лисица использует встречный ветер, помогающий ей учуять присутствие под снежной коркой мышей; а еще, у самцов глухаря к весне набухают брови, которые на время тока окрашиваются в красный цвет; температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе.
А потом мы решили узнать, что же знают наши дети о жизни диких животных в лесу. Для этого мы использовали метод трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как мы это узнаем?». В процессе реализации темы возникли еще два: «Что мы узнали?», а главное – «Что мы можем сделать, чтобы не забыть того, что узнаем?» (См. таблицу)
Дикие животные в зимнем лесу.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы
можем найти
информацию? Что мы узнали? Что вы
можете сделать, чтобы не забыть того, что узнали?
Название животных и их детёнышей. Почему после осени приходит зима? Проведение беседы и рассказов воспитателя и родителей. Правила поведения в лесу. Книжки-малышки по теме.
Внешний вид. Почему в одних странах бывает снежная,
холодная зима,а в других нет? Рассматривание картин и иллюстраций. Почему происходит смена времён года. Альбомы с детскими работами.
Животных которые впадают в зимой в спячку. Как дикие животные живут в лесу зимой? Просмотр документальных фильмов. Как животные выживают в зимний период.
Изготовить макет зимнего леса.
Что происходит с деревьями зимой. Чем они зимой питаются? Проведение экскурсий. Интересные факты из жизни зверей. Изготовить настольно-дидактические игры.
К живой и не живой природе надо относиться бережно. Какая в лесу погода? Чтение художествен-ной литературы и энциклопедий. Почему животные едят зимой снег. Приготовить атрибуты к сюжетно-ролевым и театрализован-ным играм.
Для чего нужны кормушки. Строение снежинки? Наглядно- дидактические пособия. Профессии людей, которые занимаются изучение животных.
Организовать опыты и наблюдения.
Зима–это хорошо или плохо? Демонстрационный материал. Повадки диких животных. Организовать экологические акции «Накорми птиц».
Какие следы у зверей? Использование загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок,
стихотворений. Взаимосвязь между живой и не живой природой. Подобрать музыкальные произведения со звуками живой и неживой природы.
Новые слова,
понятия и термины,
словосоче-тания Карты маршруты.
Наш детский сад использует в своей работе комплексно-тематический план, на базе него была разработана системная паутинка и комплексно-тематический план по теме «Жизнь диких животных зимой в лесу». Детей необходимо было заинтересовать в важности данной темы для развития у них навыков общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
Для начала с детьми была организована экскурсия в Новосибирский краеведческий музей, где нам рассказали об обитателях наших сибирских лесов, а так же о том, какую большую роль играет природа в экологическом мире, а для более тесного знакомства с природой воспитанники с родителями отправились на экскурсию выходного дня в Инюшенский бор. Прежде чем отправится в бор, мы с детьми разработали правила поведения в зимнем лесу.
С новыми правилами познакомили детей других групп, для того чтобы они тоже знали как вести себя в зимнем лесу.
С детьми мы посмотрели ряд мультфильмов («Храбрый олененок», «Февральское утро в лесу», документальных фильмов («Мир животных зимой», «В мире животных») и др. Были рассмотрены картины великих русских художников И. И. Шишкин «Зима в лесу. Иней», Исаак Левитан «Занесенный лесом парк», А. К. Саврасов «Зимняя дорога», Рин Поортвлит «Зайцы. Лось. Лисы». Демонстрационные картины и динамические модели для образовательной деятельности О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», демонстрационные плакаты для развития первичных естественно-научных представлений у дошкольников Н. В. Нищева «Живая природа, в мире животных», дидактический материал в картинках И. П. Нагибина «Времена года», демонстрационный материал для дома и детского сада с целью пополнения и обогащения словарного запаса детей С. Н. Савушкин «Животные и их детеныши», демонстрационный материал для ознакомления с окружающим миром, проведение бесед и составление рассказов детей о зимнем лесе
С. А. Вахринцева. Была прочтена художественная литература
Черушин «Лисята», русские народные сказки «Зимовье зверей», «У страха глаза велики», «Чей хвост лучше», З. Александрова «Новая столовая»,
Г. А. Скибицкий «Всяк по своему», чтение рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Н. Слатков «Лиса и еж». Заучивали стихи Б. Захадера «Волки», «Лисята», а также заучивали чистоговорки, поговорки, загадки.
Организовывали для дошкольников опыты и эксперименты используя литературу О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» : лес- защитник и лекарь, куда тянутся корни, почему динозавры были такими большими?
С детьми были организованы и проведены дидактические игры, одна из них игра ТРИЗ «Зима - это хорошо или плохо?».
Воспитатель выставляет на магнитной доске карточки с изображением различных примет и ситуаций. Дети рассматривают её и высказывают своё суждение:
Когда зима - это хорошо. Можно в снежки играть, снеговиков лепить.
Когда зима – это плохо. Очень холодно, не всегда можно пойти гулять.
Когда зима – это хорошо. Зайчик поменяет серую шубку на белую, его волк не заметит.
Когда зима – это плохо. Зайчику нечего есть, очень холодно и он дрожит под кустом.
Когда зима – это хорошо. Лес отдыхает и спит под белым покрывалом.
Когда зима – это плохо. Лес стоит угрюмый, без листочков, не слышно птичьих песен.
Почему зимой не слышно птичьих песен? (ответы детей).
Почему птицы улетают в тёплые кроя? (ответы детей).
А как мы, люди, можем помочь зимой птицам и другим животным? (ответы детей).
Воспитатель: а теперь мы отдохнем и построим «снежный дом» (дети вмести с воспитателем делают аппликацию «снежного дома» из синтепона и ватных дисков).
Вместе с детьми и родителями изготавливали игры своими руками. Одна из самых любимых дидактических игр - игра которую ребенок сделал вместе с мамой дома. Это игра- бродилка «Прогулка по зимнему лесу».
Затем с правилами этой игры познакомили всех детей и теперь они с удовольствием играют в нее в группе. В работе были использованы нами вместе с детьми и другие дидактические игры «Природа и человек», «Кто где живет», «Угадай где чей хвост», «Найди по описанию», экологическая игра «Скорая помощь», «Узнай чьи следы». С детьми обсуждали проблемную ситуацию «Если кто-то заблудился в лесу» что нужно делать. Во-первых - не в падать в панику и позвать на помощь, определить стороны света по мху, по полярной звезде, по солнцу; развести костер - он отпугнет диких зверей и подать сигнал людям; стараться идти прямо и оставлять за собой метки.
Проведена экологическая акция «Накорми птиц». Дети во время прогулок наблюдали за птицами на участке, а потом рассуждали над тем, что птицам зимой нечего кушать и необходимо делать кормушки.
Важно при реализации темы усиление ресурсного обеспечения в группах и активное взаимодействие с узкими специалистами (учителем - логопедом, музыкальным руководителем, руководителем по ИЗО деятельности, а также вызвать интерес у родителей воспитанников к сотрудничеству, к эффективным и активным методам взаимодействия, к проявлению инициативы и самостоятельности.
Во всех центрах активности была организована деятельность для реализации проекта, в центре искусства дети рисовали зайца, белку, была сделана аппликация «Зимнего леса», «Лисы», лепили медвежат и угощение для белочки, конструировали теремок для зверей, из оригами дети делали волка.
В центре науки и природы были созданы и обыграны вместе с детьми дидактические игры «Времена года», созданы опорные схемы для составления рассказов о жизни диких животных в лесу и бережного отношения к природе; создали карты-маршруты от детского сада до Инюшенского бора.
В центре настольных игр и строительства дети конструировали из кубиков домики для животных, делали кормушки для птиц.
В центре литературы составляли творческие рассказы с использованием макета «Звери в зимнем лесу», а так же по серии стимульного сюжетного материала, проводили беседы «Кто в лесу живет и что в лесу растет», составляли с детьми загадки о животных «По деревьям скок-скок и орешки щёлк-щёлк»(белочка, «Кто в шубе беленькой - зимой, а в серой шубке – летом»(заяц, создали книжки-малышки, составили словарь обитателей леса (мышковать - ловить мышей, гайно - дупло белки, написали правила поведения в лесу (в лесу нельзя шуметь, ходить нужно по одной тропке, оставлять непотушенный костер, и др.).
В центре сюжетно-ролевой игры и театрализации были организованы игры «Зоопарк», «Лесник», «Путешествие в лес», «Юные экологи», «Доктор Айболит»; с детьми поставили театрализованную постановку «Прогулка по зимнему лесу».
Активными участниками в работе над проектом были родители воспитанников. К сотрудничеству и взаимодействию их вдохновило сопереживание, позитивная поддержка детей, они помогли воспитателю в подборе энциклопедий, книг, картин, иллюстраций, изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым и спортивным играм, а также в изготовлении поделок по теме животных, в подборе музыкальных произведений «звуки природы» (шум леса, пение птиц).
Итоговым мероприятием явился показ театрализованного представления в музыкальном зале «Путешествие по зимнему лесу» для детей старшего дошкольного возраста, с использованием декораций в виде деревьев, птиц, животных, сопровождающихся видео - роликом.
По завершению проекта мы заметили, что у детей расширились представления о природе, пополнился и обогатился словарный запас, в речи появились новые понятия и выражения. Они усвоили, как важна взаимосвязь и взаимодействие между живой и неживой природой, на сколько тесно связаны дикие животные с природой, а природа - с ними, что они не могут существовать друг без друга, и чтобы не нарушить эту тонкую эко связь надо заботиться и оберегать ее!
С завершением зимнего периода у детей сформировались новые вопросы, которые связаны уже с изменением в жизни лесных животных весной. Какие изменения появляются в живой и неживой природе ранней весной, как просыпается лес.