Галина Гревцова
О единстве подходов ДОУ и семьи в вопросах формирования первичных ценностных представлений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад. Семья. Детство.
О единстве подходов ДОУ и семьи в вопросах формирования первичных ценностных представлений у детей раннего возраста
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Публикация «О единстве подходов ДОУ и семьи в вопросах формирования первичных ценностных представлений у детей» размещена в разделах
Социокультурное развитие – это формирование у детей представлений о хорошем и плохом, правде и истине, а также приобретение способностей сопоставлять свою жизнь с общественными образцами и умение ставить перед собой четкие цели. Формирование и развитие семейных ценностей тесно связано с условиями, в которых воспитывается и обучается ребенок.
Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в раннем дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально-трудовые и др. В этом возрасте они узнают, что существуют социокультурные нормы и семейные ценности, присущие конкретному обществу или отдельным людям, позволяющие отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества. В этой связи особенно важно воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным традициям.
Семья и дошкольная образовательная организация – основные институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – это мини-модель общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Семья, для ребенка – это главная школа жизни. Именно в семье у ребенка формируются привычки, характер, психические свойства. Приобретенными навыками в семье ребенок пользуется не только в настоящей жизни, а та же переносит их в игровые ситуации. Многое из усвоенного в детстве определит качества ребёнка в будущем, он проявит эти приобретенные знания будучи уже семьянином.
В настоящее время в современном мире основными семейными ценностями стали : забота о материальном благополучии семьи, стремление обеспечить детям наилучшие образование. В связи с эти заметно снизились семейные ценности, ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. А стремительный рост информационных технологий – привел к тому, что люди стали гораздо меньше общаться вживую, снизились культурно-развлекательные походы в кино, театр, музеи. Современным детям стало неинтересно общаться друг с другом. Снижается уровень освоения ребенком доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми.
Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Семья - одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.
В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.
С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей.
Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители. Именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка. И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления о правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.
То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка.
В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых. Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка. И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном! Например:
Если родители желают привить ребёнку любовь и уважение к труду, значит, ребёнок должен не только видеть, что мама и папа выполняют какую-либо работу, но и понимать это. Надо постоянно комментировать жизнь семьи, тем самым ненавязчиво объясняя ребёнку принципы морали. Например, вы вместе с малышом собрали игрушки, так похвалите его за это: «Какие мы с тобой молодцы, мы быстренько убрали всё, и теперь у нас дома чисто и хорошо! Папа будет нами доволен!». Тем самым ребёнок поймёт, что трудиться – это не наказание, а очень хорошее и благодарное дело! Но ни в коем случае не подкупайте малыша. Например, сказать: «Убери игрушки, а я почитаю тебе новую книжку!»
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведём по четырем направлениям.
1. Информационно-аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Следующее направление – Познавательное.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
С этой целью используем активные формы и методы работы с родителями, которые вы сами это знаете, например:
- родительские собрания;
- консультации;
- организованная деятельность детей с участием родителей;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом;
- беседы с детьми и родителями;
- семинар – практикум;
- почта Доверия;
- анкетирование
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Родители стали активными участниками всех дел в ДОУ, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
3 направление Наглядно – информационное.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки «По Совету всему свету», «Советы доктора Айболита»
- семейный альбомы «Наша дружная семья», «Наша жизнь день за днем»,
- фотомонтаж «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
- фотовыставки: «Моя бабушка - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья», «Играем вместе».
- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей мы используем рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании выставок говорит о том, что эта форма работы является востребованной. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
4 Досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, полезным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
- Проведя, беседу с детьми – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В современном мире особенно важна и актуальна проблема взаимодействия ДОУ и семьи. Сегодня мы, педагоги ДОУ, реализуем федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам общества и направлен на создание условий для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства.
Чтобы сделать родителей своими союзниками, важно понять: «Какие они, современные родители?». Каждый год, мы встречаем в ДОУ новые семьи, и они такие разные. Разный темп и уровень жизни, интересы и увлечения, объединенные дефицитом времени в калейдоскопе будних дней. Но мы точно знаем, что родителей объединяет любовь к своему малышу, а еще тревога и беспокойство на его новом и таком важном пути.
Семья и детский сад предоставляют малышам важный социальный опыт, поэтому одной из ведущих задач в дошкольном возрасте, является создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации ребенка.
Основные моральные качества формируются у детей в раннем возрасте : добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам, первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения. Тот моральный опыт, который они накопят, ляжет в основу их дальнейшего нравственного развития.
Педагогическое воздействие детского сада и семьи является основным успешным условием для решения этого вопроса. Нравственное воспитание осуществляется в бытовой повседневной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности, в игре.
В жизни детей раннего возраста большое место занимают разнообразные игры: сюжетные, а затем и сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, игры с песком и водой.
В игре с сюжетными игрушками дети этого возраста передают отдельные действия, подражая близким людям - маме, папе, бабушке. Подражая взрослым, ребенок строит свои отношения с окружающими. Малыши очень любят, играя с куклами, изображать кормление ребенка, укладывание его спать. На этом этапе развития игры важно обучать детей действиям с игрушкой (особенно с куклой). Постоянно целенаправленно, систематически давая малышам определенные представления о том, что делают взрослые, расширяя круг игровых действий мы подводим постепенно их к сюжетно - ролевой игре. В процессе игры они изображают взаимоотношения людей. Первое представление о взаимоотношениях людей дети получают, наблюдая общение взрослых. Поведение взрослого, его отношение к поступкам и действиям малыша становится эталоном, программой поведения. Содержание игры имеет важное значение в нравственном воспитании детей, так как в хорошей игре имеются большие возможности для упражнения в положительных взаимоотношениях, формировании гуманных чувств, необходимых нравственных качеств. Воспитатель широко использует игровые ситуации, развивающие у ребенка навыки взаимоотношений: умение подождать, когда хочется получить игрушку, а с нею играет другой ребенок; уступить место… Нельзя допускать, чтобы ребенок отнимал у сверстника игрушку, сердился на него… Воспитатель учит отличать хорошее от плохого. Важно, чтобы малыш испытывал максимум положительных эмоций. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются душевные качества. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становится активным, готов выполнять трудовые поручения, помогая взрослым. Важно правильно оценить душевное состояние ребенка, разделить его радость. У детей этого возраста велика потребность в ласке, внимании взрослого. Детей необходимо чаще подбадривать, хвалить, т. е. давать им возможность утвердиться в правильности тех или иных поступков. От того, какими представлениями и умениями ребенок будет располагать, какой накопит эмоциональный опыт, будет зависеть и его совместная игра со сверстниками: чем больше он знает и умеет, тем интереснее проходит и совместная игра. Совместные игры, организуемые воспитателем, особенно сближают детей. Игровое общение со взрослым активно способствует освоению малышом нравственного опыта. Педагог не меньше родителей своим примером способствует воспитанию у детей положительного отношения к животным, растениям. Например, давая кошке молоко, корм птицам, он объясняет свои действия, их направленность, дает им оценку. Вызывая добрые чувства, желание помочь, педагог может использовать игрушечных животных. Например, гладя упавшую плюшевую собачку, он предлагает детям пожалеть ее, поднять, погладить, сказать ласковые слова. Задача воспитания у детей первичных ценностных представлений решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. «Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же». В одних случаях воспитатель опирается на возрастающее стремление ребенка к самостоятельности, в других- побуждает к сочувствию, в-третьих - радуется вместе с ним правильному поступку.
Подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность: мамы и папы стремятся к общению с воспитателями, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания. В результате создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.
Таким образом, отношения детского образовательного учреждения с семьей в настоящее время основаны на сотрудничестве и взаимодействии, при условии открытости образовательного учреждения внутрь и наружу. Осознание приоритета семьи привело к смене социальной позиции: детский сад для семьи, а не семья для детского сада; к появлению новых коммуникативных связей, более осознанному и заинтересованному участию родителей в педагогическом процессе. При этом происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Исходя из вышеизложенного, хочется сказать о том, что и родители, и педагоги должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Следовательно, можно сделать вывод, что семья и ДОУ – это первичные факторы социализации подрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия основанных на диалоговой форме общения. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.