любовь викторовна ташлыкова
Детский проект «Масленица — гостьюшка дорогая»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Этнокультурное образование дошкольников предполагает учет национального компонента в образовательной программе в дошкольном детстве. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда - наше прошлое, а также «наше сегодня» творит традиции нашего будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи.
Публикация «Детский проект „Масленица — гостьюшка дорогая“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Россия богата своими народными праздниками: самые любимые и известные — это снежное и морозное Рождество, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица, солнечный радужный день Ивана Купалы. Народным праздником является и ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, «Масленица» - большое народное гулянье в конце зимы. Образовательная работа в ДОУ этнокультурной направленности даёт детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к таким этнокультурным явлениям, как народные праздники.
А. П. Усова; К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в народных праздниках ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями народа. Они считали народные праздники ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Актуальность.
Приобщать к культуре, к традициям народа необходимо с периода «первичной социализации», то есть с дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве, по мнению А. А. Грекалова, В. II. Зеньковского, P.M. Чумичевой и других, закладывается программа поведения, социальные формы жизни. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности — актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания нации, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому наши интересы обратились к народному празднику «Масленице», как к национальной культуре нашего народа
Проблема.
Несформированность представления о народном празднике Масленице, её обычаях и традициях.
Во время рассматривания репродукций картин о масленице, дети заинтересовались, а что такое «масленица?»
Дети задали вопрос: «Это посуда где хранится масло?»
Тогда возникла идея проекта «Масленица - гостьюшка дорогая».
Новизна
Новизна данного проекта заключается в том, что этнокультурная компетентность детей дошкольного возраста построена на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов.
Продуктивная деятельность:
Изготовление игрушек из бумаги (оригами) «Матрешка»;
Изготовление из глины «Барышня на ярмарке»;
Изготовление из пластилина «Козлик»;
Изготовление игрушек из соленого теста «Жаворонок»;
Поделки из бросового материала по теме «Такая разная Масленица» :
чучело Масленица, Мальчик Блинчик, Девочка Блинница и т. д.
Коммуникативная деятельность:
Беседы о традициях и обрядах праздника:«Гостя Масленица», «Широкая Масленица», «Масленица дорогая-гостьюшка годовая»;
Рассматривание экспонатов мини-музея «Игрушки-обереги»;
Чтение: русская народная сказка «Снегурочка», К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»;
Заучивание закличек, стихотворений о Масленице, о весне.
Знакомство с пословицами и поговорками.
Познавательная деятельность:
Рассказ воспитателя о народных праздниках «Масленица», «Обряды и традиции праздника Масленицы» «Народные игры Масленицы»;
Знакомство с Птицей Жаворонком (условия, характерные особенности птицы Жаворонка);
Рассматривание репродукций-картин о МасленицеБ. М. Кустодиев «С праздником Масленицы», «Масленица»;В. И. Суриков «Взятие снежной крепости»;С. Л. Кожин «Проводы зимы»;В. В. Шевчук «Масленица»;В. Рябчиков «Масленица» ;
Просмотр и обсуждение видеофильма «Масленица-просковейка»;
Игры с электронной базой дидактических материалов для активизации развития познавательного интереса детей: «Времена года: зима и весна»,«Русские народные игры», «Малый народный фольклор «Веселись, народ» (заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки).
Творческая деятельность:
Разучивание закличек: «Весна-весна красная»; «А мы Масленицу дожидались» и др. ;
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей: «Масленица-кривошейка», «Едет Масленица», «Блины», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода»;
Обыгрывание русских народных игр: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Как у дяди Якова»; «Пугало»; «Веселый бубен» «Гори, гори ясно!»;
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».
Практическая значимость
Разработано методическое пособие лепбук «Масленица»и мультимедийное сопровождение (электронная база мультимедийных дидактических и методических материалов) для повышения эффективности этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста.
Направленность проекта
Направление проекта : этнокультурное образование детей среднего дошкольного возраста.
Содержание проекта интегрирует образовательные области:
познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предмет проекта.
Процесс ознакомления детей с традициями проведения народного праздника «Масленица».
Тип проекта
По доминирующему методу: информационный
По характеру содержания: ребенок и социальный мир
по характеру участия ребёнка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результатов;
по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: 1 неделя (среднесрочный).
Цель проекта :
Развитие познавательных способностей детей среднего возраста через формирование интереса к народной культуре, традициям и обычаям проведения Масленицы.
Для педагогов Для детей Для родителей
Обучающие задачи
Повысить профессиональную компетентностьоб обычаях и традициях русского народа;
Начать создание в группе информационно-образовательную среду по нравственно – духовному воспитанию детей; Систематически использовать информационные технологии в работе с детьми и родителями в рамках проекта «Широкая масленица»;
Повысить информационную компетентность с целью внедрения современных технологий для развития эмоционально-чувственной и деятельностной сфер ребенка-дошкольника;
Обогатить предметно-развивающую среду через создание электронной базы дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе;Сформировать у детей представления о происхождении праздника;
Освоить технику изготовления игрушки из соленого теста (жаворонок);
Обучить родителей изготовлению куклы из соломы «Масленица»
Расширить знания о народных праздниках, об обычаях и традициях русского народа проводить Масленицу;
Познакомиться с различными жанрами устного народного творчества: песни, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки;
Овладеть приемами изготовления кукол из ткани и соломы (кукла Масленка);
Совершенствовать навыки лепки из солёного теста;
Развивать эмоционально –чувственную сферу с помощью ИКТ – технологий;
Углубить представления о символах праздника Масленицы.
Найти и
изучить материал, описывающий и
объясняющий возникновение праздника Масленицы;
Использовать
интернет-ресурсы с анализом информации о том, как традиционно на Руси праздновали «Масленицу»;
Изготовить чучелко масленицы, кукол «Зима», «Весна» для праздника «Широкая масленица», освоив технику изготовления из ткани и соломы;
Оформить фотовыставку «Масленица к нам спешит»;
Развивающие задачи
Развитьпрофессиональную компетентность, которая заключается в совокупности знаний, навыков, опыта, владения способами и приемами работы по этнокультурному воспитанию. Развить чувственно – эмоциональную сферу ребёнка напроизведениях русского народного творчества, на источниках познавательной информации, на привитие интереса к русской народной игре, малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам
Развивать
педагогичес-кую культуру за счет освоения
совместной проектной деятельности со своим ребенком.
Воспитательные задачи
Продолжать воспитывать интерес к литературному наследию русского народа о Масленице;
Приобщать детей к малым фольклорным формам: потешкам, закличкам, дразнилкам, считалкам, загадкам, пословицам, поговоркам
Учиться сохранять культурные традиции русского народа,соблюдать обряды, обычаи проведения Масленицы. Повышать
заинтересованность родителей в совместно- партнерской деятельности со
своими детьми;
Воспитывать желание взаимодейст-вовать с дошкольным учреждением на основе сотрудничест-ва.
Гарантированный результат
В результате реализации проекта дети будут знать :
историю возникновения праздника «Масленицы», традиции, обряды и обычаи её проведения;
произведения устного народного творчества о ранневесенней Масленице : потешки, заклички, дразнилки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, игры;
технику изготовления кукол из ткани и соломы.
У них разовьется:
познавательные способности у детей среднего возраста;
интерес к самобытной русской культуре: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» станут ближе, понятнее ребенку;
способность:сопереживать, умение встать на позицию товарища: «дела для других - не для себя, и помыслы о других - не о себе»;
коллективизм, уважение к предкам, нравственные чувства;
уважение, интерес, терпение, сопереживание к другим национальным культурам.
Дети приобщатся:
к литературному наследию русского народа - устному народному творчеству, воспевающему народный праздник Масленицу.
Критерии и способы оценки результатов.
В результате данного проекта ожидается, что у воспитанников повысятся следующие компетенции:
Этнокультурная компетенция.
У детей:
Повысится способность этнического самосознания;
Повысится интерес к национальной культуре и традициям;
Приобщатся к миру общечеловеческих ценностей: гуманности, толерантности, неприятие насилия;
Сформируется отношения к ранневесенней природе, рукотворному миру, культуре родного края.
Информационная компетенция.
У детей:
Разовьётся более широкая любознательность (ребенок задает вопросы, касающиеся далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения появлению праздника Масленицы, её обычаям);
Проявится интерес к познавательной литературе, к прошлому, к народным
сказаниям, обычаям;
Сформируются навыки использования различными источниками информации для достижения целей.
Критерии:
Знать и называть традиции и обычаи Масленицы;
Знать и называтьприметы уходящей зимы и ранней весны;
Знать и рассказывать заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице;
Различать заклички и частушки, как формы малого народного фольклора;
Знать техникуизготовления поделок из ткани и соломы;
Знать правила приёма гостей и угощения их блинами;
Метод диагностики: наблюдение.
Цель: выявление личностного продвижения в процессе формирования этнокультурной компетентности детей среднего дошкольного возраста.
Процедура организации и проведения.
В естественных условиях за детьми проводится серия наблюдений, направленных на изучение уровня этнокультурной компетенции детей среднего дошкольного возраста:
Дети должны:
Испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия;
Знать основы экологической культуры (научиться любоваться ранневесенней природой, бережно относиться к ней).
Определять свою нацию, русскую, обычаи, традиции; должны гордиться своим народом, его достижениями.
Метод диагностики: беседа.
Цель: изучение особенностей проявления детьми интереса к народному празднику Масленицы.
Процедура организации и проведения.
Беседа проводится индивидуально. Вопросы беседы:
- Почему народ празднует Масленицу?
- Какие главные атрибуты праздника Масленица?
- Какие народные забавы проведения Масленицы знаешь ты?
- Какие традиции Масленицы ты считаешь самым главным? Почему?
- Какие обычаи проведения Масленицы знаешь ты? Расскажи о них.
- Расскажи, какие знаешь заклички, прибаутки, частушки, пословицы, поговорки о Масленице.