вика плаксина
Проект «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта :
Плаксина В. В. – инструктор по фзк
Участники проекта :
Инструктор по физической культуре
Родители.
Воспитатели групп
Дети – средних, старших, подготовительных групп 5-7 лет
Сроки реализации проекта – одна неделя.
Тип проекта :познавательно-творческий
по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средних групп, старшей группы, подготовительной группы);
по доминирующему методу – игровой, творческий;
Публикация «Проект „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
по предметным областям – межпредметный (художественное творчество, музыка, физическая культура, экология);
по продолжительности – средней продолжительности.
Интеграция с другими образовательными областями:
Реализация ФГОС:
Физическое развитие предполагает:
достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через спортивные игры и игры-соревнования.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
накапливать впечатления через слушание и исполнение музыкальных произведений, просмотра иллюстраций и презентаций.
Речевое развитие предполагает:
обогащение активного словаря новыми словами и понятиями;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Социально-коммуникативное развитие: предполагает:
формировать у детей дошкольного возраста представления о нравственных качествах людей.
развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие: предполагает:
расширять кругозор детей по выбранной теме, развивать любознательность и познавательную мотивацию;
побуждать к самостоятельности и творческой инициативе
Проблема проекта :
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность:
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.
Цель:
Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми духовно-нравственных ценностей русского народа. Повысить интерес к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
• Обогащать духовный мир детей.
• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Краткая аннотация проекта :
В данном проекте мы знакомим детей с истоками народной культуры, с традициями народа, его жизнью. Узнаём много нового и неизвестного. Изучаем устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, потешки и т. п., песенное творчество, изучаем многообразие старинных музыкальных инструментов, плясок, хороводов. Рассматриваем быт русского народа, одежду, которую носили наши предки. Проект предназначен для ребят старшей и подготовительной группы. Родители принимают активное участие вместе с детьми, помогают находить материал в интернете, родители групп общаются между собой по теме проекта, помогают при изготовлении костюмов. масленицы. Одним из самых ярких результатов проекта является праздник "Масленица", где дети, родители и педагоги показывают всё то, что узнали в ходе проекта.
Вопросы, направляющие проект :
1. Основополагающий вопрос:
2. Что за праздник Масленица?
3. Проблемные вопросы:
4. Как мы встречаем праздник?
5. Зачем нужен праздник?
6. Почему до сих пор мы отмечаем старинные народные праздники?
7. Как отмечают в твоей семье народные праздники?
8. Учебные вопросы:
9. Какие праздники вам известны?
10. Кто участвует в праздниках?
11. Какие песни исполняют на праздниках?
12. Что нужно сделать, чтобы праздник получился весёлым?
13. Какие пословицы, загадки, прибаутки могут сопровождать праздник?
14. В какие костюмы нужно наряжаться на праздник?
15. Визитная карточка проекта :
Презентация для выявления представлений и интересов воспитанников:
• Масленица в музыке.
• История масленицы
• Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности :
• «Масленица» - наряженная кукла из соломы.
• Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Мороза, Солнца.
• Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
• Видео-фильм «Смешарики – Масленица», «Ой! Блины», «Масленица – Блиноедка»
• Публикация
Ожидаемые результаты проекта :
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
• Планирование работы над проектом :
• проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
• Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
• Выбор формы реализации проекта.
• Помощь в подборе музыкального сопровождения.
• разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, считалок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
• Организация места проведения праздника.
• Проведение инструктажа по технике безопасности.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в непосредственную образовательную деятельность помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.
3. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
4. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
7. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.
Образовательные области в реализации проекта :
Развитие речи:
• Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России (приложение №1)
Игровая деятельность:
• Подвижная игра «Масленица» (приложение №4)
• Хороводная игра «Ровным кругом» (приложение №4)
• Танец «Топа-топ» (приложение №4)
• Логоритмическая игра «Радуга-дуга» (приложение №4)
Художественная литература:
• Разучивание русских народных песен.
• Заучивание закличек на Масленицу : уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек. (приложение №2)
• Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу : уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок. (Приложение №5)
• Заучивание масленичных частушек : поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству (приложение №3)
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка» : развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы.
• Чтение и обсуждение русской народной сказки «Про Филю» : учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей, формировать образность речи; чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
ИЗО:
• «Подарки для гостей» : создать эмоциональный подъём и желание сделать приятное другому человеку, закрепить умение подбирать контрастные цвета. Учить придавать объёмность формам из бумаги, искать и находить удачные композиционные решения. (росписи матрешек, котят, бумажных куколок и т. п.)
Наглядная информация:
• публикация
Работа с родителями:
Домашние задания:
• Заучивание с детьми масленичных песен, закличек, частушек.
• Изготовление костюмов.
• Выпекание блинов совместно с детьми.