Моногарова Оксана
Детский фитнес как средство физического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детский фитнес как средство физического воспитания дошкольников
Моногарова О. С.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дет-ский сад № 74» (МБДОУ Детский сад № 74)
Инструктор по физической культуре
Публикация «Детский фитнес как средство физического воспитания дошкольников» размещена в разделах
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста яв-ляется задача укрепления физического здоровья детей. Это обусловлено тем, что в современных условиях возросло число факторов, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, их физическую активность и привело к увеличению числа хронических заболеваний у детей, общей гиподинамии.
Физическое развитие в дошкольном возрасте протекает достаточно ин-тенсивно на фоне роста и развития самого организма, всех функциональных систем. Поэтому целенаправленность и последовательность организации процесса физического воспитания имеет важное значение для физического развития.
В дошкольных образовательных организациях применяются различные технологии физического воспитания, одной из которых является детский фитнес. В широком смысле слова, как указывает Н. Э. Власенко, детский фит-нес представляет собой систему мероприятий, направленных на поддержание и укрепление здоровья ребенка, нормальное физическое и психическое раз-витие ребенка, его социальную интеграцию [1].
В системе физкультурно-оздоровительной работы под детским фитне-сом понимается форма организации занятий с детьми, которая представлена современными фитнес-технологиями на основе использования разнообраз-ных традиционных и инновационных средств физического воспитания. Ин-терес к фитнесу, как технологии физического воспитания и оздоровления по-вышен в связи с тем, что фитнес программы являются общедоступными, вы-соко эффективными и эмоциональными.
По мнению Е. Г. Сайкиной, доступность детского фитнеса определяется тем, что его содержание строится на простых общеразвивающих упражнени-ях, большинство из которых не требует специального оборудования. Эффек-тивность детского фитнеса связана с разносторонним воздействием на опор-но-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную си-стемы организма, развитие двигательных способностей и профилактику раз-ных заболеваний. Эмоциональность детского фитнеса определяется не только музыкальным сопровождением, которое создает положительный эмоцио-нальный настрой, но также и танцевальной и игровой направленностью ис-пользуемых упражнений, возможностью демонстрировать отработанные движения, что повышает интерес к нему [2].
Основными средствами детского фитнеса, которые способствуют всесто-роннему физическому воспитанию детей дошкольного возраста являются средства, которые могут быть условно разделены на три группы: гимнасти-ческие упражнения, упражнения со специальным оборудованием, упражне-ния на тренажерах. В группу гимнастических упражнений входят элементы аэробики, спортивные и художественные гимнастики, а также фитбол-гимнастика.
С детьми дошкольного возраста из направлений аэробики используются отдельные элементы, которые представляют собой комплексы физических упражнений, выполняемых под музыку. Их основная задача состоит в созда-нии положительного эмоционального настроя и подготовки системы функ-ций детского организма к предстоящей физической нагрузке и постепенное вовлечение в деятельное состояние. Разучивание комплексов аэробики осу-ществляется с использованием различного спортивного инвентаря палок, обручей, кубиков, мячей, лент, гантелей и т. д. Опора на зрительный образ при разучивании упражнений способствует не только более эффективному запоминанию, но и активизации непосредственно высших психических функ-ций. Комплексы аэробики по своему содержанию для детей младшего до-школьного возраста и, например, старшего дошкольного возраста отлича-ются по уровню сложности. Также при использовании этих комплексов ста-вятся разные задачи в зависимости от возрастной группы детей.
Элементы спортивной гимнастики и акробатики включают в себя упражнения спортивной направленности, которые уже доступны в дошколь-ном возрасте, в частности, из художественной гимнастики широко могут применяться упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходь-бы, бега, прыжков, упражнения с предметами. Отличительной особенностью этих упражнений является эмоциональная выразительность, связь с музыкой и элементами танца. Основы акробатики, которые могут применяться в рам-ках физического воспитания детей дошкольного возраста включают в себя стойки, мосты, упоры, перекаты, кувырки и т. д. Такие упражнения требуют от ребенка понимания и осознания сущности двигательных действий. Фит-бол-гимнастика на занятиях по фитнесу состоит из разнообразных имитаци-онно-игровых упражнений, а также подвижных игр с фитболами.
Благодаря использованию упражнений со специальным спортивным оборудованием таким, как гантели, набивные мячи, эспандеры происходит целенаправленное развитие физических качеств. Детский фитнес представля-ет собой большое количество разнообразных по своей направленности про-грамм, комбинируя разные виды упражнений на разные группы мышц раз-витии физических качеств, тем самым мы способствуем укреплению физиче-ского развития детей.
Упражнения на тренажерах также являются достаточно эффективными, хотя далеко не всегда используются в дошкольных образовательных органи-зациях в силу отсутствия тренажеров, тем не менее, в программы могут включаться упражнения на таких тренажерах, как «диск здоровья», роллер, мини-батут и т. д.
Структура фитнес-занятия с дошкольниками включает в себя 3 части. В вводной части используется разминка и предварительный стретч. В ходе разминки организм подготавливается к работе, настраивается сердечно-сосудистая система на основе танцевальных упражнений, общеразвивающих упражнений со спортивным оборудованием и без него. Стретч подготавли-вает к работе суставы.
В основной части детей дошкольного возраста обучают двигательному действию, закрепляют освоенные ранее двигательные умения и навыки, формируют мышечный корсет, укрепляют мышцы, проводятся подвижные игры. Заключительная часть направлена на восстановление сил, развитие гибкости, снятие напряжения.
Таким образом, активное использование фитнес-технологий в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста вызывает повышенный интерес, прежде всего, за счет своей новизны, кроме того, фитнес-технологии способствуют обеспечению гармоничного физического развития, улучшению состояния здоровья, содействуют самопознанию, обеспечивают свободу вы-бора занятий, содействуют формированию представлений о здоровом образе жизни.
Список источников
1. Власенко Н. Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании де-тей дошкольного возраста (теория, методика, практика). СПб. : ООО Изда-тельство «Детство-пресс», 2015. 112 с.
2. Сайкина Е. Г., Кузьмина С. В. Фитбол-аэробика для дошкольни-ков «Танцы на мячах». Парциальная программа. СПб : ООО Издатель-ство «Детство-пресс», 2016. 160 с.