Татьяна Холодович
Детские журналы как средство познавательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(Результаты эксперимента)
Современное дошкольное образование требует поиска новых средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. В новом технологическом обществе детская периодика начинает отходить на второй план, уступая место интернету и телевидению, но все-таки печатное слово остается важным фактором расширения интересов и потребностей детей 3-7 лет.
Публикация «Детские журналы как средство познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Первые детские журналы появились во второй половине 18 века в России. Н. Н. Новиков сразу определил детский журнал как средство развития ребенка и помощь родителям в воспитании детей.
Журналы в начале своего пути были средством воздействия на сознание подрастающего поколения, на его мысли, чувства, мироощущение. Журнал служил средством не только для хорошего времени препровождения досуга с пользой, но и еще расширял кругозор детей в целом. На страничках первых журналов размещались в основном стишки, рассказы, забавные истории, случаи из жизни и др. [1]
В современном мире с каждым годом выпускаются новые детские журналы для дошкольников. Их содержание разнообразно, доступно детям, но педагоги и родители недостаточно используют их в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.
Создатели и редакторы первых детских журналов : С. Н. Глинка, М. А. Горький, Н. Ильин, М. Невзоров, Н. И. Новиков и др. разработали содержание журналов для детей разного возраста. Всплеск издания детских журналов наблюдается в 20-30х годах ХХ века, и с того времени они получили постоянную прописку на книжных полках детей.
Многие исследователи отмечали, что дети из журналов самостоятельно или с помощью родителей получают разнообразную познавательную информацию, например, об окружающем мире, о животных и насекомых, о странах и столицах, о достижениях науки и техники. Данные знания расширяют кругозор ребенка и в дальнейшем могут пригодится ему в школе. Журнал сближает ребенка с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, организуя интересный и познавательный досуг.
Познавательное развитие - важная задача дошкольного образования. Проблемы развития познавательного интереса и любознательности рассматриваются в работах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, А. И. Крупнова, В. А. Крутецкого, А. А. Люблинской, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной и др.
Термин «познавательная активность» изучали исследовали Е. А. Веракса, Л. С. Выготский, Д. Б. Годовикова, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, С. Ю. Мещерякова и др.
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром представлено в трудах О. В. Дыбиной, С. В. Кожокарь, С. А. Козловой и др. [3]
Цель нашего исследования было определить возможности детских журналов как средства познавательного развития дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Констатирующем этап был посвящён выявлению представлений родителей и детей о детской периодике.
В нашем эксперименте приняли участие 25 детей возраста от 5 лет 5 мес. до 6 лет, а также 35 родителей.
Первым этапом нашей работы была индивидуальная беседа с детьми старшего дошкольного возраста. Им были заданы следующие вопросы:
1. Есть ли у тебя дома детские журналы?
2. Назови какие у тебя есть детские журналы?
3. Что тебе больше в них нравится?
4. Ты умеешь читать или тебе читают взрослые?
5. Что нового ты узнал (а) из журнала об окружающем тебя мире?
6. Ты чаще сам (а) занимаешься с журналом или с кем-то?
По итогам беседы был сделан вывод о том, что у большинства детей (18 человек) дома есть периодические журналы, наибольшей популярностью пользуются такие журналы, как «Фиксики» (у 5 человек опрошенных, «Умняша» (5, журналы от компании Lego (5, «Непоседа» (4, «Мурзилка» (4) и др.
В детских журналах детям старшего дошкольного возраста больше нравятся раскраски (15 человек, задания на логику и смекалку (12 человек, комиксы (12 человек, сказки (11 человек, игрушка в подарок (9 человек, а также узнавать что-то новое об окружающем нас мире (10 человек).
После опроса детей, нами было проведено анкетирование для родителей на тему: «Детский журнал как источник познания для ребенка старшего дошкольного возраста».
Цель анкетирования родителей состояла в том, чтобы выявить их мнение о значении детских журналов, посмотреть, какие журналы они предпочитают покупать своим детям и что детей больше привлекает в этих журналах.
Респондентами были родители старшей группы дошкольной организации детей от 5 лет 5 мес до 6 лет, а также родители детей от 6 до 7 лет, состоящие в одной из групп социальных сетей. Опрошено нами родителей было 35 человек.
Нами использовалась анкета с закрытыми вопросами.
Полученные анкеты обрабатывались программой следующим образом: по каждому вопросу выявлялись общие мнения родителей, и подсчитывалось число человек, имеющих схожие точки зрения. Результатам диаграмм была дана качественная оценка.
Критерии оценки:
- использование детского журнала для познавательного развития в домашних условиях;
- частота и периодичность чтения детских журналов;
- тематика, читаемых детских журналов детям;
- инициативность в чтении детских журналов.
Анкета для родителей содержала в себе следующие вопросы:
1. Покупаете ли Вы своему ребенку детские журналы?
2. Вы собираете коллекцию журналов?
3. Какой журнал чаще всего Вы покупаете своему ребенку?
4. Что больше всего привлекает Вашего ребенка в детских журналах?
5. Как вы думаете, детские журналы помогают развиваться Вашему ребенку?
6. Ваш ребенок самостоятельно проводит время за журналом?
Анализ анкетирования родителей показал, что частота использования и чтения детских журналов в наше время достаточно хаотична, многие родители (15 человек) покупают своим детям периодику нечасто, от случая к случаю, но, несмотря на это есть еще такие родители (12 человек, которые собирают с детьми коллекции детских журналов.
Большинство современных родителей (27 человек) покупают журналы детям, чтобы развлечь и занять их чем-то интересным и полезным. Раскраски (18 человек, задания на логику и смекалку (18 человек, интересные статьи об окружающем мире (11 человек) - вот, что выделяют родители в детском журнале и чему их дети отдают предпочтения.
По мнению родителей, детские журналы развивают их малышей и являются источником познавательного развития для них. Наиболее популярный журнал для старшего дошкольника – это развлекательные журналы от компании Lego (11 человек, журнал «Фиксики» (10 человек, который по нашей классификации относится к журналам развивающим, журнал «Умняша» (8 человек) - категории журналов-помощников по подготовке ребенка к школе, и наконец, развивающий журнал «Непоседа» (7 человек).
По результатам, которые мы получили в ходе беседы с детьми и анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:
1. Родители и дети предпочитают одни и те же журналы («Фиксики», «Умняша», журналы от компании LEGO).
2. Особое место и дети, и родители отдают в детской периодике раскраскам, различным заданиям на логику и смекалку, а также познавательной информации, которую они получают с помощью журнала.
3. Ответы родителей показали нам, что благодаря детской периодике родители больше времени проводят со своим ребенком, погружаясь в мир игр, развивая и обучая своего малыша.
В процессе исследования мы определили, какое влияние оказывает современный детский журнал, на познавательное развитие старших дошкольников. Изучив научную литературу, выяснили, что познавательное развитие складывается из познавательного интереса и познавательной активности. [2] Современные дети интересуются детскими периодическими изданиями, но большинству из них в журналах нравятся различные задания и игры, а познавательный раздел не так сильно привлекает ребят.
Недостаточная информированность родителей и их компетентность не позволяют в полной мере использовать детский журнал для развития дошкольников. Для того, чтобы поддерживать познавательный интерес ребенка, взрослому нужно заинтересовать дошкольника, преподнося ему познавательную информацию не в традиционной строгой форме, а в игровой, позволяя ребенку непосредственно самому активно участвовать в образовательном процессе.
Необходимо дальнейшее проведение исследования по данному направлению, а именно, выявить педагогические условия использования детских журналов в ДОО. т. к. детский журнал может стать важным средством познавательного развития ребенка.
Список литературы:
1. Алексеева, М. И. Советские детские журналы 20-х годов/ под ред. А. В. Западова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 132 с.
2. Давидчук, А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. – М. : Сфера, 2013. – 88 с.
3. Козлова С. А., Кожахарь С. В., Шукшина С. Е., Шахманова А. Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром : учебно-методическое пособие для бакалавров. – М. :МГПУ,2015. – 188с.