Получи документы

Детские конфликты в ДОУ и способы их преодоления

Киреева Наталья
Детские конфликты в ДОУ и способы их преодоления
▼ Скачать + Заказать документы

"Детские конфликты в ДОУ и способы их преодоления"

"Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога и детей, маленькое произведение искусства, в создании, которого все принимают участие подобно музыкантам одного оркестра"

К. Фопель.

Публикация «Детские конфликты в ДОУ и способы их преодоления» размещена в разделах

Психология и поведение человека, в том числе и детей, зависит от личных качеств человека, так и социальной среды. В социальной среде люди объединены друг с другом в большие и малые группы, и их отношения складываются как положительно, так и отрицательно. Особое внимание заслуживают отрицательные взаимоотношения в группе, так как эти взаимоотношения порождают: тревожность, ссоры, агрессию, жестокость, которые приводят к конфликту. Особенно это характерно для детей дошкольного возраста.

Детский сад-это первый коллектив для ребенка. С приходом в детский сад, его жизнь изменяется: новая обстановка, новый режим дня, новые люди, отсутствие родителей. Ребенок самостоятельно устанавливает новые контакты с новыми людьми. Из-за неумения договориться и несформированности навыков совместной игры часто, между детьми, возникают конфликты. Поэтому вопрос о способах преодоления конфликтов в ДОУ является актуальным.

Основная цель работы: выяснить причины конфликтов в детском коллективе, возможность их преодоления.

Задачи:

1. Выявить причины конфликтов.

2. Исследовать конфликтную ситуацию.

3. Выявить способы преодоления конфликтов.

4. Дать рекомендации по предотвращению конфликтных ситуаций.

Конфликт (от лат. сonfliktus - столкновение, борьба, удар, бой)-явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни.

Термин "конфликт" принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, которое наделяет данное определение своим особенным смыслом.

Каждый человек, понимает, что такое конфликт, по каким причинам он возникает, но от этого его определение содержания не становится легким.

К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные исследователи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Н. С. Пантина, В. С. Мухина, А. А. Рояк и другие.

Конфликтами между детьми дошкольного возраста очень глубоко занимался Мясищев В. Н. Он отмечал, что становление личности происходит во взаимоотношениях. В. Н. Мясищев считал, что именно отношения в детском коллективе влияют на развитие и воспитание личности. [1]

Б. П. Жизневский и Я. Л. Коломинский основными причинами возникновения конфликтов назвали :

1. «Из-за игрушек»-споры из-за обладания игрушками.

2. «Разрушение игры»-раздоры из-за поведения детей, которые вмешивались в процесс игровой ситуации.

3. «По поводу выбора общей темы игры»-не могут придти к общему мнению в какую игру будут играть.

4. «По поводу сюжета игры»- не могут договориться, как будет проходить игра, какие игровые ситуации в ней будут.

5. «По поводу состава участников»- спорят о том, кто именно будет играть в игру.

6. «Из-за ролей»-разногласия, кто будет выполнять интересную или неинтересную роль.

7. «По поводу правильности игровых действий»-конфликтуют, если в игре кто-то из участников действуют не по правилам. [3]

Итак, проблема детского конфликта состоит в том, что дети не умеют правильно выстраивать свои взаимоотношения во время совместной игры или деятельности. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, желаниями и интересами. Поэтому, главная задача воспитателей и родителей в детском саду- научить детей правильно разряжать ситуацию без нанесения физических увечий, истерик и криков, чтобы в будущем они могли уверенно чувствовать себя в любом коллективе.

Причины конфликтов в детском саду.

В зависимости от возраста детей конфликты могут иметь разные причины.

Малыши 2-3 лет в основном ссорятся из-за того, что не хотят делиться игрушками. Конфликтные ситуации могут возникнуть и на фоне разрушения игровых построек, воображаемой игровой ситуации. Дети начинают толкаться, истерить, драться. Такие действия направлены на то, чтобы их пожалели. Причина ссор и обид в том, что у детей этого возраста, еще нет достаточного навыка общения.

К возрасту 4-5 лет, дети имеют уже более развитую речь, лучше изъясняются и могут находить общий язык, но однако споры не прекращаются. Конфликты возникают из-за нежелания с кем-то играть вместе; когда один игрок не хочет потакать другому; из-за распределения ролей.

Дети 5-6 лет еще не осмысливают свои эмоции и желания, поэтому и к тому, чего хотят окружающие, они относятся без особого внимания и не понимают, что это важно для их сверстников. Не умеют ставить себя на место другого и не понимают его чувств. Именно, поэтому ребенок не будет слушать своего собеседника, а до конца будет отстаивать свою точку зрения. Все это приводит к возникновению ссор, споров.

Наблюдения за детьми, в конфликтной ситуации свидетельствуют о том, что участники по-разному решают возникшую проблему. Одни пытаются разрешить спор с помощью силы, другие же, хорошо владеют коммуникативными методами, и улаживают разногласия более мирным способом.

Способы преодоления конфликтов.

Разрешение конфликта - это минимизация проблем, разделяющих стороны, которая осуществляется через поиск достижения согласия; изменение целей участников конфликта; устранение полностью или частично причин, породивших конфликт; достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

При решении конфликтов взрослому необходимо применять методику активного слушания. При этом взрослый не принимает ничью сторону, а занимает нейтральную позицию. При разрешении конфликта взрослому необходимо выслушать всех участников спора; правильно задавать вопросы, выяснить причины.

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. При предупреждении и разрешении конфликта воспитатель несет профессиональную ответственность, так как детский сад- это модель общества, где дети усваивают социальные нормы отношений между детьми.

Позиция воспитателя взять на себя инициативу преодоления конфликта. Для этой цели в педагогической деятельности для профилактике конфликтов используются различные методы, приёмы и средства.

В дошкольной практике очень широко используется метод убеждения. При убеждении воспитатель воздействует на чувства, волю, сознание дошкольника. Убеждение может реализоваться через беседу, рассказ, пример и т. д. [2]

Кроме метода убеждения, для преодоления конфликта, используются «созидающие» и «тормозящие» приёмы.

К «созидающим» относятся:

-внимание, поощрение, просьба, проявление огорчения;

-вера в собственные силы, доверие.

К «тормозящим» относятся:

-ласковый упрек, приказание, мнимое безразличие, намек;

-предупреждение, осуждение;

-проявление возмущения, мнимое недоверие.

Приёмы и методы не должны угрожать безопасности ребенка и не препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей с ровесниками, что предусматривает:

Во-первых, умение выслушать другого, участвовать в коллективном обсуждении, поддерживать общий разговор, умело критиковать и хвалить другого, умению брать на себя ответственность.

Во-вторых, прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, оценивать своё поведение и поступки окружающих.

В-третьих, выражать симпатии, дружеские чувства, сочувствие и сопереживание; различать эмоциональное состояние других людей.

Для приобретения этих навыков общения у ребенка, используются:

-сюжетно-ролевые игры;

-интерактивные игры;

-имитационные игры;

-психогимнастика;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

-дискуссии;

-социально-поведенческие тренинги;

-просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов.

Таким образом, при выборе способа преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать психологические особенности дошкольников, а также возможные причины конфликтов. Среди педагогических методов предупреждения конфликтов у дошкольников наиболее часто используются игровые методы.

Используемая литература

1. Алексеева Е. Е. У ребенка конфликты со сверстниками. Практические советы родителям и педагогам/Е. Е. Алексеева. -СПб. :Литера,2014-48с.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта/Н. В. Гришина. -2-е изд. -СПб. :Питер,2008-544с.

3. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально- психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. //Вопросы психологии. 1990-№2-с. 35-42.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Детские конфликты из-за музыки» Казалось бы, такое волшебное, чудесное, безобидное и невинное явление, как музыка, которое дарит незабываемые ощущения, определённые сильные.

Детские конфликты В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою.

Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы»Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна "Светофор"Светофор - наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.

Консультация «Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста» Для ребенка его страхи – это его реальность и все по –настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.

Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста»Консультация «Конфликты среди детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст это сложный период становления ребенка, формирование его личности. Приходя в детский сад дети имеют разный запас знаний.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления» Практикум с элементами тренинга «Конфликты и способы их преодоления»Цель: повысить компетентность воспитателей в области психологии конфликтов.

Семинар-практикум «Конфликты и взаимодействия» Здравствуйте, уважаемые друзья и гости моей странички! Хотелось бы поделиться с вами семинаром -практикумом, который я провела с воспитателями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детские конфликты в ДОУ и способы их преодоления
Опубликовано: 10 июля 2023 в 20:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детские конфликты в ДОУ и способы их преодоления» (включая файлы) размещена пользователем Киреева Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД