ольга Шашкова
Детская журналистика как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Детская журналистика, как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Публикация «Детская журналистика как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Для развития речи и коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно разработать проект «Мы журналисты», при реализации которого дошкольники смогут овладеть диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющихся в использовании языковых средств допустимых в разговорной речи. Специальное речевое воспитание ребенка посредством журналистики позволяет овладеть речью на более высоком уровне. Можно поставить такую цель проекта: создание условий дошкольникам для ощущения себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослым включенным в систему коммуникативного общения.
Развивать коммуникативность при личном взаимодействии друг с другом; расширить и активизировать словарный запас; совершенствовать навыки ведения диалога; способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников; развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе; формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах, навыков.
Для реализации поставленных целей в группе необходимо создать условия для широкого общения детей друг с другом – брать друг у друга интервью, рассказывать интересные истории о своих питомцах, об интересных событиях. Все это повышает интерес и мотивацию отражению в свободной деятельности, игре, на занятиях полученного опыта. Положительные отношения к журналистам у детей формируются из-за взаимосвязи с окружающим миром, развитием речи, математикой, свободной игровой деятельностью. От тесного сотрудничества взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Содержание работы может заключаться в следующем. Поставленные задачи можно решать в форме занятий, игр, различных методов, т. к. моделирование ситуаций, наблюдения, развивающих игр, тренинговых упражнений, импровизаций, рассматривание рисунков и фотографий, составление рассказов детьми (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий) – это позволит развивать не только диалогическую речь детей, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи, связной-монологической речи.
Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности детей. В связи с этим 2 раза в неделю нужно организовывать игру в журналистов подгруппами и каждый раз ставить конкретные вопросы.
Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. На занятиях можно проводить такие игры, как «Узнай по описанию», «Кому, что нужно?», «Журналист – профессия творческая».
Дети научатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, выделять смысловые звенья диалога.
Игровую образовательную ситуацию нужно строить на коммуникативно-познавательной основе, что предоставит детям творческую самостоятельность. При этом развитие речи, словесно-логическое мышление, память, фантазия позволит воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность.
Вся система работы должна быть направлена на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие образовательные ситуациит не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. В период с сентября по февраль можно провести сюжетно-ролевые игры: «Интервью литературного героя», «Мы журналисты», «Выступление на собрании сказочных героев», «Защити Золушку от мачехи», «Проведи интервью с месяцами» (по сказке С. Маршака «12 месяцев»). Так же можно провести экскурсию в киоск печатной продукции «Союзпечать», в школу. Побеседовать с людьми разных профессий, взять у них интервью. Провести занятия по ознакомлению с профессиями специального корреспондента, оператора, фотооператора, диктора, дизайнера. Дети получат опыт самостоятельно активно брать интервью, последовательно рассматривать газеты, журналы. Выделять для себя интересные рубрики, читать их или играть в предложенную автором игру.
Дети научатся выделять понятия: «интервью, речь, риторика, диалог, корреспондент, диктор, пресс-центр». Игра – вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, нужно провести беседу на эту тему, поиграть в дидактические игры «Играем в профессии», «У кого микрофон», «Кем быть?». В ходе речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи нужно использовать моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными - значительно облегчат обучение. Для этого надо подготовить карты-схемы для интервью. В процессе диалога нужен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог не мыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерские отношения должны пронизывать, как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками. Кроме того овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в вечернее время нужно проводить психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации. Как мы знаем, в дошкольном возрасте игра – является ведущей деятельностью, а общение становиться частью ее и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые ребенка назвать личностью, хотя конечно личность еще не сложилась, но способна к дальнейшему развитию и совершенствованию. Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное новообразование.