Тарханова Мария
Детская журналистика как средство повышения эффективности качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Детская журналистика как средство повышения эффективности качества образования
М. В. Тарханова
МАОУ СОШ № 6 г. Тобольска
В условиях реализации ФГОС ДО, особое место занимает выбор эффективных технологий, повышающих эффективность качества образования. Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным в образовательном процессе самого ребенка, получающего информацию непринужденно, в игровой интересной для него форме.
Публикация «Детская журналистика как средство повышения эффективности качества образования» размещена в разделах
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности, наших воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, строить конструктивный диалог.
Возникает необходимость создать особую образовательную среду для развития их диалогической речи. Одним из средств создания такой среды является детская журналистика.
Новизна технологии заключается в том, что творческое и речевое развитие ребенка происходит на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности. Игра максимально приближена к действительности: дети ходят в так называемые творческие командировки, берут интервью, создают медиапродукт (листовку, газету).
Исходя из специфики данной технологии, дидактическими средствами являются средства журналистики. Они позволят обеспечить успешную реализацию поставленной цели. Например, метод интервьюирования, усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулировки вопросов, построения самостоятельных высказываний. А продукты детского «Пресс-центра» будут рез-том познавательного и творческого развития.
С помощью данной технологии главным участником педагогического процесса становится ребенок, получающий информацию сам. Журналисты, блогеры, репортеры – это ежедневные гости в телевизоре и телефоне каждой семьи. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать.
Мы считаем, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста усилит речевую мотивацию, позволит сформировать свое личное мнение, улучшит взаимодействие с миром. Приобщение дошкольников к миру медиа станет эффективным фактором развития их познавательного интереса
Основываясь на личностно – ориентированном подходе, детская журналистика развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся быть ответственными за общее дело, учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой, друг с другом, с взрослыми. Оригинальность этого вопроса состоит в использовании современных инновационных технологий: сбор информации, создание и выпуск газет, освещающих деятельность детского сада. Технология содержит два основных блока:
Познавательный блок:
1. Знакомство дошкольников с детскими журналами и газетами;
2. Знакомство с некоторыми понятиями;
3. Создание условий (необходимый предмет – фотоаппарат, камера, неотъемлемая часть костюма журналиста – корреспондента – это кепка, галстук); блокнот – это специальная дидактика ведения интервью; микрофон).
Деятельный блок:
1. Выбор темы;
2. Выбор названия;
3. Определение рубрики.
Дети на протяжении старшего дошкольного возраста учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, выделять смысловые звенья диалога. Всю систему работы я направляю на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Вместе с детьми организовывали такие сюжетно - ролевые игры как «Интервью литературного героя», «Мы журналисты», «Выступление на собрании сказочных героев».
Так же ходили на экскурсию в магазин с печатной продукцией, чтобы ознакомиться с разнообразием печатных изданий.
В старшем дошкольном возрасте дети интересуются профессиями взрослых. В процессе работы знакомила с профессиями фотооператора, специального корреспондента, оператора, диктора, дизайнера. Учила детей самостоятельно и активно брать интервью, выделять для себя интересные рубрики.
Дети научились различать такие понятия, как: «интервью, речь, риторика, диалог, корреспондент, диктор, пресс-центр».
Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводила беседу на эту тему, дидактические игры «Играем в профессии», «У кого микрофон», «Кем быть?».
Таким образом, в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становиться частью ее и условием. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые ребенка назвать личностью, хотя конечно личность еще не сложилась, но способна к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Этому способствует игровая деятельность. Благодаря игре в журналистов личность ребенка приобретает очень важное новообразование.
- В игре развивается мотивация на предстоящую деятельность.
- Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм.
- Развивается произвольность поведения.
- Развивается умственные действия.
Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку. Кроме того, журналистская деятельность развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Использование системного подхода по реализации технологии позволяет формировать у детей такие качества как инициативу, самостоятельность, развивать способность к самовыражению, что в конечном итоге положительно скажется на его целостном развитии.
Работа еще продолжается, но уже заметно, как у детей появились необходимые формы общения со сверстниками, они грамотнее осуществляют диалог, составляют рубрики, где освещают интересные события. Речь стала громкая, яркая, выразительная, которая позволяет детям стать хорошими собеседниками и выступать в дальнейшем перед большой аудиторией.
Список литературы
1. Боброва Ю. О., Левшина Н. И. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7—2.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, под ред. Л. Н. Прохоровой. М., 2004.
3. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2006. № 1.