Галина Некрасова
Детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательных интересов дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование отечественного образования предполагает, что обновление содержания образования связано с личностным развитием ребенка. Гуманизация, определяющая сторону дошкольного образования, актуализирует интерес к детской личности, ее развитию, рассматривает дошкольный возраст как период накопления психических новообразований. В педагогическом аспекте феномен становления гуманизации образования означает ни что иное, как диалогизацию учебно – воспитательного процесса, содержательной основой которого
становится в том числе и познавательная активность детей.
Публикация «Детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательных интересов дошкольников» размещена в разделах
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблеме познавательного интереса дошкольников, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Ученые рассматривают данную категорию в аспекте активной умствееной деятельности (Л. И. Божович, П. И. Груздев, М. А. Даничов и др.); как синтетическое образование, включающее в себя эмоциональные, волевые факторы (А. Г. Архипов, М. Б. Беляев, А. Г. Волостникова, Л. А. Гордон и др.); в связи с избирательной направленностью личности (В. Б. Бондаревский, Л. М. Матюшкин, Н. К. Постникова, Г. И. Щукина и др.); в качестве выражения потребности индивида (Б. Г. Ананьев, Г. К. Гумницкий, Г. С. Костюк и др.) и т. д.
Во многих исследованиях развитие познавательных интересов связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью, т. е. интерес предстает как синтез сложных процессов. Конкретизируя и одновременно углубляя проблему, ученые анализируют уровни и проявления становления интереса (В. В. Давыдов, А. К. Дусавицкий, Н. Н. Костюков, А. К. Маркова и др.); условия и факторы, влияющие на становление и развитие познавательных интересов (А. К. Абдуллаев, А. Д. Алферов, Ю. К. Бабанский и др.).
Под познавательной активностью детей следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации,самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале. Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка. Познавательный интерес проявляется не только в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности ребенка, настойчивости, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Нормально развивающийся ребенок активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его. Такое познание захватывает ребенка, вызывает у него интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Исследовательская активность ребенка развивается, совершентствуется, усложняется на протяжении всей жизни, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая ребенка к активным действиям, является важнейшим условием развития познавательной сферы.
При подготовке детей к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников, составляют «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное
отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.