екатерина постоева
Консультация «Детская субкультура»
▼ Скачать + Заказать документы
Детская субкультура.
Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей. Это своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Субкультура – форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы.
Публикация «Консультация „Детская субкультура“» размещена в разделах
Таким образом, в широком значении детская субкультура – это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми. В более узком – ценности, установки, способы деятельности и формы общения, осуществляемые в детских сообществах в той или иной конкретно- исторической ситуации развития.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения.
Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых. А с другой стороны – детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем.
Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:
- дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, жадность, плаксивость,т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападении сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.
- колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом – защита и опасный внешний мир, который до поры до времени ребенку знать не надо, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом.
- детское собирательство, тайники, секреты дают ребенку возможность материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику пережить чувство одиночества, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.
Основными компонентами детской субкультуры являются :
- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие форм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы, знаки собственности, взыскания долгов, отношения мены, право старшинства в разновозрастной группе и т. д.
- детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др.
- детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки, смеховой мир детства (истории – небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки).
- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование.
- способы и формы свободного времяпреровождения. Походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка, детское гадание и т. д.
- детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов)
- детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.
Задачи приобщения дошкольников к детской субкультуре :
- развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления;
- расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
- формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре :
- выставки («Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга», «Осенние причуды», «- выставки («Моя любимая игрушка», «Моя любимая книга», «Осенние причуды», «Мои достижения», «Семейные увлечения» и др.
- презентации жизни детской группы («Новогодние фантазии», «Давайте познакомимся», «В гостях у сказки» и др.)
- праздничные события и игровые тематические проекты («Час улыбки и доброты», «Ярмарка игр», «Остров дружбы» и др.)
- совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений (дети и родители, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, «желание быть хорошим»).