Елена Николенко
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии исследовательской деятельности
"Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"
Публикация «Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста „Детская экспериментальная музыкальная лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
Обучающие задачи:
1. Обучение детей в умении устанавливать причинно – следственные связи.
2 Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)
Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк», Генри Манчини «Розовая пантера», Шутка Ю. Селиванова
Ход занятия : Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия).
Музыкальный руководитель. Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня.
«Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)
М. Р. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.
- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!
М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.
- Звуки бывают громкие и тихие.
- Звуки высокие и низкие.
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.
М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук?
Дети. Нет!
М. Р. Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
М. Р. Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.
Эксперимент 1 : Откуда рождается звук?
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Материалы: детская гитара, линейки (металлическая и деревянная)
Дети садятся за первый стол.
М. Р. - Ребята, для начала первого эксперимента я предлагаю вам поиграть в игру «Что звучит?» (Педагог предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
М. Р. - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.
Детям предлагается изобразить голосом, как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.)
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
М. Р. - Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.
Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну) какой звук звонче: металлический или деревянный? Дети: Металлический
Так на что похоже колебание? (на волну)
Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!
Эксперимент 2 : - Звуки разные нужны, звуки разные важны.
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.
М. Р. - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети (пластмассовый). Затем подошел к другому, постучал (деревянный). К третьему (стеклянный). К четвертому (металлический).
Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся. (Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)
М. Р. - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент? (Различные предметы издают различные звуки).Молодцы, ребята)
Эксперимент 3 :- Поющая вода.
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука
Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.
М. Р. - Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды? (Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?
(В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды). Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.
(Дети стучат по 1 и 4 сосудам.)
- Что вы сейчас можете сказать о звуках (Звучание разное). Давайте теперь постучим по 1, 4 сосудам. Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему? (Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные). Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх. (Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему)
Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.
М. Р. - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.
(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)
Дети: - Звук постепенно уходит вниз.
М. Р. : - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .Какие звуки мы извлекали из сосудов? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята!
Эксперимент 4 :- Звучание бумаги
Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги
Материал: бумажные листы
М. Р. - Дети, перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?
Дети: - Издаваемый звук разный.
М. Р. : - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Молодцы, ребята! И в заключении мы покажем, как с помощью бумаги мы исполним музыкальный номер. (Оркестр с бумажными листами (муз. Селиванова)
М. Р. - Я очень рада, что вам понравилось наше занятие. Вы сможете теперь дома рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.
- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!