Елена Гаврилова
Детская инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном пространстве ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детская инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном пространстве ДОУ
Аннотация.
В статье рассматривается актуальность использования инфографики в работе с детьми дошкольного возраста, как графического способа подачи информации, данных и знаний. Указаны типы ифографики и принципы ее создания. Приведены примеры включения инфографики в образовательный процесс в целях облегчения восприятия детьми информационной составляющей учебного материала.
Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому многие ученые обращали внимание на роль наглядного представления информации в обучении.
Публикация «Детская инфографика как способ визуализации учебного материала в образовательном пространстве ДОУ» размещена в разделах
Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев высказывали идеи о тесной связи использования особой наглядности в процессе формирования понятий и развитием внутренних идеальных психических процессов обобщения, абстрагирования, систематизации и т. п.
Необходимость обучения дошкольников моделированию и созданию знаковой наглядности в процессе освоения теоретических понятий подчеркивалась В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным.
Л. В. Занков исследовал влияние использования графической наглядности на развитие мышления учащихся и овладение ими теоретическими знаниями, способы сочетания наглядности и слова учителя и выявил наиболее эффективные из них для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Л. Я. Зорина раскрыла связь между применением схематической наглядности и систематичностью знаний учащихся.
Принцип наглядности является одним из ведущих в обучении дошкольников. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты
Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т. д.
Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде.
Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария, прич м весьма эффективно. Инфографика позволяет «говорить» с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления младшего школьника, так и особенностям восприятия информации. Основная функция инфографики – информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.
Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных, выполняя конкретные цели, поставленные составителем инфографики.
Основная цель инфографики – информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения.
Существует три типа инфографики:
– статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;
– интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;
– видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Принципы создания инфографики:
– актуальность и востребованность темы;
– простота и краткость;
– креативность;
– образность;
– точность и организованность информации;
– эстетическая привлекательность.
В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:
– инструкция,
– памятка,
– плакат,
– путеводитель,
– статистика.
Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:
1) анализ учащимися созданной педагогом инфографики;
2) создание инфографики учащимися под руководством педагога на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).
В первом случае методика работы с инфографикой строится так же, как и работа с наглядным пособием. Учащимся перелагаются задания, направленные на анализ информации, сопоставление приведенных фактов, формулировку выводов, обобщений и постановку вопросов к представленной информации.
Также можно предлагать задания на функциональное чтение:
– опиши представленного персонажа (событие);
– представь данные в табличной форме и предположи, как они будут изменяться в дальнейшем;
– составь рассказ (план);
– дополни недостающие в тексте данные, используя инфографику.
Подбирая (создавая) инфографику для включения в занятие педагог должен ответить на 4 вопроса:
1. Как я отношусь к содержанию, какие центральные факты, идеи, аргументы, процессы, процедуры я хочу, чтобы ученики поняли?
2. Какая схема поможет лучше организовать материал и наполнить его смыслом?
3. Какой вид визуального организатора поможет ученикам в анализе и осмыслении содержания?
4. Какие надо поставить вопросы, как организовать актуализацию субъектного опыта по теме для активизации мышления обучающихся?
Во втором случае работа требует длительной подготовки, которая направлена на сбор данных, их анализ, выбор способа представления, дизайн.
Процесс создания инфографики включает следующие этапы:
1. Формулирование цели создания инфографики и определение аудитории. Разрабатываемый информационный дизайн обычно предназначен для какой-то целевой аудитории.
2. Сбор определенного количества данных, материала по теме. Данные могут быть представлены в различных форматах – текстовый контент, графика, видео материалы, страницы таблиц и др.
3. Аналитика и обработка информации. Собранный материал необходимо проанализировать и обработать, привести к одному знаменателю – обычно это неоформленные графики, гистограммы,
4. Построение доступной визуализации, верстка. Весь материал компонуется, приводится в красивый наглядный вид. Выбирается формат (в зависимости от целей и количества данных) – презентация, слайд-каст, одностраничная картинка, видеоролик
Кроме того, можно выделить три столпа, на которых основывается хорошая инфографика:
– полезность (практическая ценность) – насколько достигаются поставленные цели коммуникации;
– пригодность – наличие смысла для зрителей и читателей, насколько полно, достоверно, интересно содержание;
– красота – качество формы и дизайна преподнесения информации.
Инфографика позволяет представить большой объем разношерстной информации в организованном виде, который будет удобен для просматривающего. А в сегодняшнем мире это дорогого стоит.
В условиях дошкольного образования инфографику можно использовать не только в точных науках, когда правила формируются в виде таблиц, но и в других дисциплинах, так как этот метод упрощает процесс восприятия именно информационной составляющей.