Дарья
Консультация «Детская агрессия»
▼ Скачать + Заказать документы
Общие психологические особенности:
• агрессия — маска, под которой скрывается неуверенность в себе, одиночество, чувство ненужности
• через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;
• отсутствие чувства собственного достоинства;
• нахождение в состоянии постоянного стресса;
Таким образом, агрессия у детей и подростков свидетельствует прежде всего о наличии глубоких внутренних противоречий и конфликтов. Они нуждаются в экстренной помощи со стороны взрослых.
Публикация «Консультация „Детская агрессия“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал: «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии». Драки, девиантное поведение, мстительность, жестокость, грубость — ответная реакция на жестокость, подавление личности и несправедливость.
Для гармоничного взаимодействия важно понимать причины детской агрессии.
Психологи называют 4 основных провоцирующих фактора, срабатывающих на подсознательном уровне ещё в 2-3 года.
1. Паттерн поведения
Ребенок взрослея пробует разные модели поведения и запоминает удачные, которые чаще приводят к необходимому результату. Например, если хоть раз получилось с помощью агрессии добиться желаемого, вероятность силового метода решения ситуации увеличилась.
2. Копирование
Дети – зеркало своих родителей, они бессознательно копируют поведения ближайших взрослых. Если ребенок часто видит агрессивное поведение домочадцев, то начинает считать это нормой. Так же подражать малыш может старшим братьям (сёстрам, учителю, сверстнику, любимому персонажу мультфильма.
3. Агрессия как вариант самозащиты.
Чем чаще ребенок сталкивается с жестокостью окружающего мира, тем устойчивее становится агрессия как паттерн поведения. Жесткие рамки воспитания, унижение, пренебрежение личностью – все это отражается на поведении ребенка.
4. Недостаток любви
Ребенок может привлечь внимание родителей разными способами, в том числе и агрессивным поведением. В этой ситуации фрустрации ребенку настолько необходимо внимание взрослых, что уже не имеет значения ругают его или хвалят.
Физиологические причины агрессии:
• соматические заболевания;
• недостаточно развитые когнитивные способности: рассеянное внимание, низкий интеллект;
• переутомление, усталость.
Виды
В младшем возрасте агрессия чаще проявляется открыто, малышам сложно контролировать свое поведение, они действуют импульсивно и демонстративно. С возрастом ребенок начинает понимать социальное неодобрении девиантного поведения и может научиться скрытому варианту агрессии: интриги, шантаж, мстительность. Страх наказания или авторитарный стиль воспитания приводят к тому, что ребенок становится жестоким манипулятором. Справиться с такой формой агрессии способен только специалист в тесном тандеме с родителями.
• Импульсивно-демонстративный психологический тип
Цель — привлечение внимания.
Проявления: яркие, шумные, но мимолётные, ситуативные, без жестокости.
• Нормативно-инструментальный психологический тип
Цель — достижение желаемого.
Проявления: через подчинение и подавление других, прямая физическая агрессия без жестокости, равнодушие к обидам чужих, эгоцентризм.
• Целенаправленно-враждебный психологический тип
Цель — получение удовольствия от боли и унижения других.
Проявления: прямое физическое воздействие, характеризующееся жестокостью и хладнокровием, мстительность, злопамятность.
как вести себя, если ребенок проявляет агрессию:
Если ребенку 2-3 года, он всего лишь испытывает данную модель поведения. Как только он ударил кого-нибудь или замахнулся, нужно:
• остановить его (не позволить повторить действие);
• строгим, но спокойным голосом сказать, что это нехорошо и так делать нельзя;
• спросить, что именно он хочет, и доступно объяснить, почему он не может сейчас это получить.
Если в ответ на эти действия агрессивное поведение продолжается, нужно дистанцировать малыша от окружающих, чтобы он перестал наносить им вред, и постараться игнорировать деструктивное поведение.
Для более взрослых детей (4-8 лет) срабатывает уже другая схема поведения. В приступе ярости они точно не будут никого слушать. Поэтому надо:
• твёрдым голосом сделать замечание: «Так нельзя!», «Перестань!» (ребенок скорее всего вас не послушается, но в подсознании останется установка, что такие поступки недопустимы);
• обезопасить себя и окружающих от его агрессивных действий (взять крепко за руки, отвести туда, где никого нет);
• набраться терпения и переждать приступ.
Хороший приём — заняться своим делом (открыть книгу, включить телевизор) или начать общаться с кем-то из присутствующих. Демонстрация равнодушия со стороны взрослого показывает ребёнку бесполезность предпринимаемых действий.
Начиная с 9 лет, ребёнка во время таких приступов можно оставлять в комнате одного.
После того, как ребенок успокоится, нужно обязательно обсудить с ним происшествие, постараться понять причину и объяснить свое недовольство его поведением. Проработать детскую агрессию помогут сказкотерапия, ролевые игры, занятия с песком и бумагой, физические упражнения.