Олеся Алексеева
Консультация «Дети с ОВЗ, что необходимо об этом знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ: что необходимо об этом знать.
Алексеева Олеся Сергеевна
Учитель-логопед
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ детский сад № 38 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)
Публикация «Консультация „Дети с ОВЗ, что необходимо об этом знать“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ — с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи. Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи.
II категория. Слабослышащие дети. Дети с частичной потерей слуха.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе) Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
V категория. Тяжелая речевая патология. Дети алалией, дизартрией, ринолалией, афазией.
VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата. Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА.
VII категория. Дети с ЗПР. Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)
VIII категория. Отклонение интеллектуального развития. Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов.
Причины появления детей с ОВЗ
Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери,
нервные срывы, травмы, наследственность.
Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком
быстрые роды, позднее вмешательство медиков.
Постнатальные (после рождения): например, травмы, инфекционные
заболевания.
Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, вредные привычки у родителей.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной. Снижена познавательная активность. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
Речь – все компоненты языковой системы нарушены.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Направления работы специалистов и педагогов с детьми, имеющими ТНР:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.
3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей бытовую жизнь людей, проблемные, бытовые ситуации.
4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку.
5. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это разнообразные дидактические игры.
6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений).
7. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта.
8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) осуществляющие контроль за развитием ребенка.
Главная задача педагогов – это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, сформирование социального поведения.