Екатерина Спирина
Дети с особенностями развития и нежелательным поведением
▼ Скачать + Заказать документы
Сложности в поведении детей это данность, с которой мы сталкиваемся в повседневной деятельности. И если раньше «выделяющихся» детей был один-два на сад, то сейчас можно заметить, что по нескольку детей в группе. Я сейчас не говорю именно о детях с каким-то диагнозом, имеется ввиду в общем яркие особенности поведения, с которыми бывает трудно справиться. Да, такие дети были всегда, но сейчас их количество заметно увеличивается.
На это влияют многие факторы:
Публикация «Дети с особенностями развития и нежелательным поведением» размещена в разделах
Так, в 2016 году детей-инвалидов в России было 617 тысяч, в 2018-м году - 651 тысяча, а к 1 января 2019 года - уже 670 тысяч. Многие из диагнозов связаны с врожденными аномалиями, психическими и нервными расстройствами. 2021 – 703 тыс
• По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эта цифра возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения. По данным Программы развития ООН (ПРООН) на долю развивающихся стран приходится 80 процентов инвалидов.
Не стоит исключать и современные факторы – такие какобилие образовательных програм, развитие интернета, снижение коммуникации и т. д.
Зачем я привожу статистику? Для того, чтобы у вас было понимание того, что количество особенных детей с каждым годом увеличивается. В странах европы – их уже больше 50%, и мы идём по этому же пути. Поэтому надеяться, что таких детей станет меньше, или как мы любим, что можно будет отдать их в логопедическую группу – очень наивно.
Я хочу, чтобы вы поняли – таких детей будет больше, и нам с ними работать!
Если честно, то и не только работать, через несколько лет они сами пойдут на работу, будут ездить с вами в маршрутках и обслуживать вас в магазинах.
Например я заметила, у нас здесь на районе ходит мальчик – кирилл. Судя по тому, что ходит и говорит – интеллект у него сохранен. Но он со своими особенностями. И кто знает, что может прийти ему в голову и как на это реагировать?
И пока есть возможность опробовать подходы на 1-2 детях, посмотреть как работают те, или иные приёмы – надо пользоваться.
Ну со статистикой и мотивационным этапом более-ли мене разобрались.
Предположим, что мы свыклись с мыслью, что нам работать с достаточно интересными детьми.
Для большинства инклюзивное образование — это попытка поместить в обычную группу детей с инвалидностью или диагнозами, которые могут мешать адекватному усвоению ребёнком школьной программы, а также препятствовать образовательному процессу остальных детей. Многие родители и учителя против такой инклюзии.
То, что описано выше — это не инклюзия, это так называемый интегративный подход. И он не очень-то и работает. Во многих странах от него отказываются в пользу инклюзии.
Идея интегративного подхода в том, чтобы придумать, как ребёнка, который не соответствует требованиям и ожиданиям образовательной системы, адаптировать к системе образования. То есть меняем ребёнка с помощью психологов, дефектологов, логопедов, тьюторов и не меняем систему. Проблему видим в самом ребё нке: слишком активный, неусидчивый; слишком медленный, не успевает; слишком умный, скучает; слишком глупый, ничего не понимает. Пытаемся засунуть ребёнка в прокрустово ложе, подогнать под образовательные стандарты. Стандарты неизменны, содержание школьных дисциплин должно быть усвоено в полном объё ме или отправляйтесь в специальное учебное заведение: математическая спецшкола для особо умных и одаренных, коррекционная спецшкола — для тех, кто не усваивает программу.
Инклюзивное образование соответствует социальной модели понимания инвалидности, подразумевая гибкость образовательной системы и возможность подстроить ее под ребенка, а не наоборот.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
А если всё внимание педагога будет отдаваться ребенку с инвалидностью?
Если ребенок с повышенными потребностями может овладеть материалом в полной мере, то сложностей на уроке с ним не возникнет. Но когда он начинает отставать, именно этот предмет ребенок изучит на индивидуальном занятии.
Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание, активно развивает навыки коммуникации. Ребята помогают осваивать творческие навыки детям с инвалидностью, тем самым совершенствуются еще больше.
Зачем вообще его учить, ведь он всё равно не станет полноценным человеком?
Бетховен был глухим, но это не мешало ему создавать гениальные произведения. Вспомните Билла Гейтса, который страдает аутизмом. Это не помешало ему создать такую огромную компанию, как Microsoft. Доказано: чем раньше ребенок войдет в общество обычных людей, тем больше шансов, что он станет полноценным членом общества.
Например, в Европе детей с повышенными потребностями с детства погружают в обычную среду, и многим потом в школе снимают инвалидность. Даже если мы не на 100% скорректируем состояние этих ребят, то, по крайней мере, они смогут работать, создавать свои семьи.
Пусть такие дети учатся в своих коррекционных школах, разве в обычной среде им будет не сложно?
Когда дети с инвалидностью обучаются среди нейротипичных детей, у них появляется стимул к развитию, они хотят говорить, играть, читать, они перенимают повадки здоровых детей. Допустим, ребенок с инвалидностью дома не ел ложкой, увидел, как в садике все питаются при помощи ложки, и сам начал.
Наверное, у ребенка родители курили и выпивали, раз он такой уродился?
Такие дети могут рождаться у родителей, ведущих здоровый образ жизни. Это нельзя предугадать наверняка. А у мамы-наркоманки и алкоголички в одном лице может родиться абсолютно здоровый ребенок.
Что делать с нежелательным поведением?
К нежелательному поведению относятся такие виды поведения, которые затрудняют общение и обучение ребенка, представляют опасность для ребенка и окружающих, затрудняющие интеграцию ребенка в детский сад. Например: отсутствие реакции на обращение, убегание от взрослого, длительный плач, истерики, падения на пол, визг, карабкание на мебель, порча игрушек, предметов и т. д.
Модель А-В-С предполагает, что воспитатель оценивает и манипулирует предшествующими факторами, поведением и последствиями. Предшествующими факторами являются любые определенные стимулы (то есть, любое событие в окружающей среде, которое последовательно предсказывает появление поощрения или ослабления/наказания. По мере того, как ребенок переживает различные события в окружающей среде, основываясь на этих событиях, он начинает предсказывать, что произойдет дальше. Он изменяет свое поведение в попытке повлиять на последствия, предвестниками которых являются окружающие его события. После воздействия, оказанного на его поведение, для ребенка наступает второе событие в окружающей среде в форме последствия его поведения. Опыт переживания последствий приводит к тому, что ребенок изменяет свое поведение в будущем.
Например, предположим, что ребенок бьет своих сверстников. Для начала, необходимо собрать данные в отношении предшествующих факторов, поведения и последствий.
Джонни чаще всего бьет других детей, когда он играет с кубиками. Во всех случаях, когда Джонни дерется, к нему подходит другой ребенок, желающий поиграть с кубиками и с ним самим. Джонни ударяет ребенка, тот плачет и убегает.
Из данной информации мы получаем данные о предшествующих факторах в виде кубиков и приближения другого ребенка. Мы также отмечаем поведение (удары) и последствие этого поведения (убегающий и плачущий ребенок). Для того чтобы оценить, что является контролирующими переменными в данной ситуации, мы можем осуществить манипуляции с некоторыми из них. Убрать кубики и дать Джонни поиграть с машинками, а затем посмотреть, будет ли он реагировать по-старому на других детей. В вышеописанной ситуации удары Джонни, вероятно, поддерживаются уходом другого ребенка. Он ударяет его, потому что в прошлом, когда он ударял других детей, они уходили. Таким образом, у Джонни не остается необходимости терпеть то, что они будут играть с ним и с его кубиками. Когда Джонни ударяет воспитателя, то воспитатель продолжает играть с Джонни и игнорирует его удары. Поскольку удары больше не решают проблемы, Джонни найдет для нее какое-либо другое решение. Нам, в свою очередь, необходимо обеспечить Джонни альтернативными инструментами решения этой проблемы. Мы также можем больше играть с Джонни для того, чтобы он нашел игру с другими людьми поощряющей по сравнению с игрой в одиночестве.
Самый простой способ обучить ребенка новому поведению – сформировать это поведение. Формирование (шейпинг поведения) подразумевает процесс дифференциального поощрения поведений, которые приближены к целевому поведению. Предоставляется положительное усиление поведений, все более и более близких к целевому.