Галина Нодаровна Соловьева
Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Консультация для педагогов „Предметно-пространственная среда“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Нашу группу посещают 35 детей в возрасте от 4-5 лет. В приемной группы находятся информационные стенды для родителей, уголок объявлений, уголок здоровья. Также, в приемной, размещены и периодически обновляются папки-передвижки с материалами на различные темы, из которых родители могут получить нужную информацию по обучению, развитию и воспитанию своих детей. Для демонстрации работ детей: рисунков, аппликаций оформлен стенд «Галерея».
В группе предметно-развивающая среда создана в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями норм СанПиН.
Предметно-развивающая среда группы оформлена следующим образом: центр строительных игр и конструкторов «Лего», центр природы, уголок дежурств, центр детского творчества, книжный центр, центр сенсорного развития, физкультурный уголок. Имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное развитие, на развитие творческого потенциала ребёнка, все это в свободном доступе. Регулярно среда обогащается и пополняется элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Многообразно представлены игрушки для режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними, кукольные домики и пр. Используются традиционные игры с правилами: лото, домино, настольные игры и игры, нацеленные на развитие ловкости движений. В группе есть игрушки, обладающие полифункциональностью - гибко используются в соответствии с замыслом ребенка в сюжетной игре в разных функциях. Например, конструктор-лего, мозаика мелкая и крупная, строительный набор и т. д.
В то время, когда часть детей проводят свое время в развивающих центрах, часть детей играют в физкультурном центре. Центр оснащен необходимым инвентарем необходимых для развития ловкости, быстроты движения, для общего физического развития детей. Имеются мячи разных размеров, скакалки, кегли, обручи, кольцебросы. Для этого задействовано место в спальной зоне. Кровати в спальне выдвигаются и задвигаются, благодаря этому площадь спальни эффективно используется для оздоровительных мероприятий: бодрящей гимнастики, закаливания, подвижных игр. В этой зоне находится набор физкультурного материала для массажа ног, каждый день после сна дети ходят по ребристой дорожке, делают, зарядку.
В центре «Наша планета» есть глобус, пополнили библиотеку книгами о разных странах, об их природе и животном мире, игрушками - животных
Имеется центр «Якутск - мой город», есть много книг и картинок про наш город, про Якутию, куклы в национальной одежде, предметы быта.
Также имеется «Музыкальный центр», где имеются игрушечные музыкальные инструменты, альбомы с картинками музыкальных инструментов, есть магнитофон, диски для прослушивания сказок и песен.
В группе есть центры для самостоятельной деятельности детей: «Мои любимые книжки», «Учусь рисовать и лепить», «Уголок ряженья».
Есть центры сюжетно-ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Кухня», «Автопарковка». Дети с большим удовольствием принимают участие в таких играх.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.