Гульнара Кукушбаева
Исследовательская работа «Дети-герои ВОВ и мирного времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Введение 2
Глава I. Дети-герои 3
Глава II. Жизнь детей в годы ВОВ 8
Глава III. Герои нашего времени 10
Глава IV. Практическая часть 11
Список литературы 12
Приложение 13
Введение
22 июня 1941 года, начался самый крупный и кровопролитный конфликт в истории человечества, унесший жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, однако, свойство человеческой памяти таково, что многие события постепенно стираются. Нам никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.
Публикация «Исследовательская работа „Дети-герои ВОВ и мирного времени“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
В преддверии Великой Победы нам много рассказывали о событиях и людях военных лет, но больше всего меня заинтересовали дети-герои, о которых до этого ничего не знал. Как мальчишки и девчонки, наши ровесники, которым нужно было учиться и играть, наравне со взрослыми, встали на защиту Родины? Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы работы.
Эта работа посвящена тем ребятам, которые за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.
Цель работы :
Ознакомление и расширение знаний о подвигах детей в годы войны в стране.
Задачи:
1. Провести анкетирование.
2. Собрать и проанализировать полученную информацию.
3. Распространить полученную информацию, путём изготовления книжки-малышки.
Гипотеза: я предполагаю, что война это недетское дело.
Методы исследования :
• Опрос
• Анкетирование
• Поиск информации
Глава I. Дети-герои
С каждым годом все дальше уходят в прошлое события воины, все выборочней выхватывает память ее эпизоды, образы фронтовиков и тех, кто трудился в тылу. Но, пожалуй, есть то единственное, что мы забыть не вправе. Массовый героизм советского солдата, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда останется в людской памяти. Высокогуманные и справедливые цели войны пробудили у советского народа неиссякаемую энергию, величайшую самоотверженность. Это было время, когда героизм стал нормой поведения миллионов людей.
И не было в истории такой войны как Великая Отечественная война не только потому, что в ней погибли миллионы людей, и она была самой разрушительной, но и потому, что раньше не было столько героев и героических подвигов, как в этой войне. И потому в ней участвовали все нации и народности от мала и до велика, живущие в нашей стране, и даже дети становились героями.
Герой - человек, совершающий подвиги, необычайные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Надя Богданова.
Надежда Богданова родилась в Республике Белоруссия в 1932 году.
Надя Богданова попала к партизанам в начале войны. Белорусский детский дом, в котором она жила, эвакуировали в город Фрунзе, и на одной из станций сирота сошла с поезда с твердым решением пойти на фронт. Так хрупкую маленькую девочку, которой было всего 13, приняли в партизанский отряд 2-й белорусской бригады.
Надя не только не стала обузой для мстителей, но и сумела добиться уважения и доверия взрослых солдат. Прикидываясь нищенкой, она бродила по занятым врагом деревням, запоминая и подмечая каждую мелочь, а после возвращалась к своим с ценнейшими разведданными. На праздник Октябрьской революции партизанский отряд запланировал диверсию: в оккупированном немцами Витебске развесить советские флаги. Это должно было поднять боевой дух местных жителей и послужить призывом встать на борьбу с врагом. Поручили задачу Наде Богдановой и двенадцатилетнему Ване Звонцову — дети не привлекут внимание нацистов.
Ранним утром 6 ноября 41-го одетые в лохмотья Надя и Ваня, не вызвав подозрения гитлеровцев, вошли в Витебск. Дети везли санки, в которые партизаны уложили метлы — их юные разведчики должны были продавать для отвода глаз. В основание трех метел под прутьями спрятали заветные красные полотнища.
Весь день дети бродили по городу, а с наступлением темноты принялись за работу. К рассвету 7 ноября три флага развевались на здании железнодорожного вокзала, ремесленного училища и заброшенной папиросной фабрики.
Надя и Ваня уже покидали город, когда их догнали и обыскали нацисты. Нашли папиросы — их юные диверсанты прихватили для партизан — и обо всем догадались. После допроса детей приказали расстрелять. Вместе с пленными красноармейцами их вывели за город и построили у рва. Дети плакали и держались за руки, когда немцы открыли огонь.
Так погибли Ваня Звонцов и около десятка пленных солдат. А Надя, от испуга потерявшая сознание за мгновение до выстрела, чудом осталась жива.
Вернувшись к партизанам, девочка попросила научить ее стрелять и бросать гранаты.
Последняя диверсия
В феврале 1943-го Наде Богдановой поручили подорвать мост через озеро Карасево. Девочка заминировала переправу и уже возвращалась в отряд, когда ее остановили полицаи. Маленькую партизанку обыскали, и в ее котомке нашли крошки взрывчатки. В этот момент взорвался мост — долго искать виновных не пришлось. Озверевшие нацисты привели Надю в штаб. Они издевались над девочкой на допросе — обливали ее ледяной водой на морозе, бросали на раскаленные угли, выжгли на спине звезду. Несмотря на нечеловеческие пытки, выдержать которые сможет не каждый взрослый, Надя не выдала своих. Ее изуродованное тело мучители выбросили в канаву. Закопать партизанку приказали местным жителям, которые и обнаружили, что она жива! Это удивительно, но пережившая настоящий ад героическая девочка, все еще дышала. Долгое время Надю выхаживали местные жители. К партизанам она больше не вернулась.
Возвращение
Наступил День Победы, но мир без войны Надя увидела не сразу. После нацистских пыток она потеряла зрение. Не один год она провела в больницах, прежде чем снова стала видеть.
Надежда обосновалась в Витебске, устроилась работать на завод. Завела семью, родила детей.
О своем героическом прошлом Надя молчала. Ее подвиги так и остались бы неизвестными, если бы не случай. Спустя 15 лет после войны Надежда Кравцова — фамилия мужа — услышала по радио голос Ферапонта Слесаренко, начальника разведки 6-го партизанского отряда. Фронтовик рассказывал о войне и о тех, кто не дождался победы. Упомянул он и Надю, которая в свое время спасла ему жизнь. Тогда-то героиня и решила дать о себе знать.
Надежду Александровну Богданову наградили орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени.
Она вырастила четверых детей и так и прожила всю жизнь в городе, который защищала.
Умерла 21 августа 1991 года —в СССР. После её смерти в нескольких школах был организован сбор средств на открытие памятника Надежде Богдановой.
Валя Котик.
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.
Марат Казей.
. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Лёня Голиков.
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Зина Портнова.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Глава II. Жизнь детей в годы ВОВ в РБ
Сейчас мало осталось в живых ветеранов Великой Отечественной войны. Но есть другое поколение, на которое война повлияла еще больше. Это поколение, которому война омрачила детство. Их так и называют - детьми войны.
Кто-то скажет: подумаешь, дети войны! Им ведь не приходилось воевать самим, стрелять из винтовок, сидеть в окопах и под огнем вытаскивать раненых с поле боя. Но жизнь детей войны была не менее трудной, чем у ветеранов.
Вместо детских песенок дети войны слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолеты-бомбардировщики. Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Хорошо, если была хоть какая-то. У половины этих детей война отняла родителей, бабушек и дедушек, братиков и сестричек. Такое горе не сравнить ни с чем, ни с каким другими лишениями. Что отсутствие каких-то вещей, если потеряны родные люди!
Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было. Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.
Моя прабабушка- Губернатор Мария Петровна родилась 2 января 1929 года, в деревне Боголюбовка Стерлитамакского района. Когда началась война ей было 12 лет. Она закончила всего лишь 4 класса. Больше ей учиться не пришлось, нужно было работать, помогать маме и кормить младших братьев и сестёр. Рассказывала, что дети были заняты, помогали родителям -отцы на войне, дети постарше работали в колхозе. Летом на покосах сено ворошили, копны делали. Если было стадо-пастухами были. Картошку сажали, пололи, копали. Если зерновые поля были, то ходили колоски собирать. И в дождь, и в холод она с другими такими же девчонками выходила в поле. Единственными помощниками были лошади и быки. Если б не они, самим пришлось бы тащить плуг. Домашнюю скотину кормили сеном с крыш домов. А сами ели мороженую, гнилую картошку.
За её труд ей вручили медаль «За доблестный труд», «40 лет победы в ВОВ», «50 лет победы в ВОВ», «60 лет победы в ВОВ», «65 лет победы в ВОВ».
День Победы подростки встретили со слезами на глазах. Даже не верилось, что украденное войной детство снова может вернуться.
Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Многие документы нашего архива рассказывают о том, как помогали взрослым ребята нашей республики в борьбе против общего врага:
• документ о выращивании зеленого лука для госпиталей
• документ об участии школьников в сборе вещей для Красной Армии
• документы о сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта
• документы об участии школьников в сельскохозяйственных работах
Страна “ковала победу” общими усилиями всего народа. Вместо ушедших на фронт к станкам встали их отцы и матери, жены и дети.
Мой прадедушка был ровесником Вали Котика. Коробов Анатолий Васильевич родился 4 ноября 1930 года в посёлке Красноусольский Гафурийского района. В семье он был старшим ребёнком, у него был младший брат и сестра. Его отца отправили на фронт 7 июля 1941 года. С тех пор он больше не видел своего отца. Они не получили от него ни одного письма. Он считается пропавшим без вести. В 1943 году он бросил школу, не окончив и 4 классов. Так как очень хотелось есть, он пошёл работать почтальоном. За его работу ему давали 4кг овса, 3кг муки и 250 рублей в месяц. Дедушка стал главным кормильцем в семье.
10 октября 1944 года моего деда взяли на Стекольный завод электриком. Это зафиксировано в трудовой книжке. Так в 14 лет началась его долгая трудовая деятельность. На заводе он проработал до 1948 года. Затем он закончил курсы водителей и получил права. С 1948 по 1990 год он проработал водителем в Красноусольском Леспромхозе. За его нелёгкий труд ему вручили удостоверение «За доблестный труд в годы ВОВ», «Ветеран ВОВ» ,а так же медали к «50-летию ВОВ», «60-летию», «65-летию», «70-лети
Глава III.Герои нашего времени
Лера Гулина.
Спасла женщину разбившую голову при падении. 11-летняя Лера Гулина, ученица 5 класса, шла в гости к бабушке.
В это утро Надежда Васильевна сходила в магазин и направлялась с покупками домой. Неожиданно она поскользнулась. Все проходили мимо. Подбежавшая девочка помогла ей встать, довела до дома, двери открыла, соседки увидели, подошли, вызвали «скорую»…
Тогда женщина даже не успела спросить, как зовут ее спасительницу, чтобы отблагодарить её.
Так должен был поступить каждый.
Сергей Тюлькин.
Спас во время пожара трёх человек в поселке Гаврилово Ленинградской области — пожилого мужчину и женщину с 8-летним ребенком.
Когда он туда пошел, открыл дверь, на него повалил черный густой дым. Попытался разбить окно и помог им выбраться.
«Правмиру» сообщили, что обязательно наградят подростка за его смелый поступо
Глава IV.Практическая часть.
4.1. Цель и задачи исследования
Как видим, дети военных лет, на самом деле были героями.
Итак, перед собой мы ставим цель: выяснить знают ли одноклассники о детях-героях.
В процессе исследования мы постараемся решить следующие задачи:
1) провести анкетирование учеников.
2) изготовить книжку-малышку.
4.2. Условия и место проведения исследования
Данное исследование было проведено среди учащихся МАОУ «СОШ №31».
4.3. Методика проведения исследования
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1. анкетирование учащихся.
4.4. Результаты исследования
Для учащихся была предложена анкета (приложение 1). По результатам анкетирования было выявлено, что дети знают о событиях войны, но не знают детей-героев. (приложение 2)
Таким образом, анкетирование показало, что моим одноклассникам необходимо расширить знания по этой теме. Мною была изготовлена книжка-малышка.
Заключение
Великая Отечественная война прошедшего столетия стала самым тяжелым испытанием в истории нашей республики. Вот они, шагнувшие в 21 век, со своей судьбой, со своими подвигами, ныне живущие, либо ушедшие от нас, боевые солдаты и офицеры, вольнонаемные Советской Армии участники войны.
Шагнувшие в третье тысячелетие ветераны войны, труженики тыла - это живая история, это бесценная устная повесть о горьких военных годах тех, кто испытал радость жизни и трагедию своего народа в ушедшем столетии.
Я хочу, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.
Вывод: таким образом, проведенное нами поиск и исследование позволяет сделать следующий вывод:, фронтовики и труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело Победы над фашизмом. Не только героизм и отвага солдат, но и тяжелый, порой изнуряющий труд в тылу во имя победы помогли выстоять нашим дедам и прадедам в этой страшной и жестокой войне, унесшей миллионы жизней.
Мы считаем, что наша гипотеза неверна.
Да, война это «Недетское дело», но дети не могли быть безучастны к этим трагическим событиям. Но пришёл час, дети стали трудиться в тылу, участвовать в военных действиях, вставали на защиту своей Родины. «Вся страна, от мала до велика, встала на защиту Родины!»
2. Будущее невозможно без прошлого и настоящего.
3. Прочитав книжку-малышку мои одноклассники стали больше знать о детях –героях. Таким образом, мой труд был не напрасен.
Литература
1. Краткая энциклопедия Башкортостана под ред. Шакурова изд. «Китап» Уфа, 2008
2. Г. Д. Иргалин «Башкортостан в годы великой отечественной войны 1941 -1945» г. Уфа, изд. «Китап», 2015
3. В. З. Янгузин «История Башкортостана (1917-90-е года)», г. Уфа изд. «Китап», 2017
4. Дети - герои Великой Отечественной войны 1941-1945 и их подвиги. Режим доступа:https://www.radionetplus.ru/teksty/poznavatelnye/60278-deti-geroi-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-i-ih-podvigi.html
5. Из книги «Дети-герои», составители И. К. Гончаренко, Н. Б. Махлин. Режим доступа: https://stranakids.ru/deti-geroi-rasskazy-o-geroiakh-vov/
6. Как пионеры становились героями? Режим доступа: https://sobesednik.ru/incident/20120701-kak-pionery-stanovilis-geroyami https://sobesednik.ru/incident/20120701-kak-pionery-stanovilis-geroyami
7. Дети-герои. Рассказы о детях-героях Великой Отечественной Войны (часть1) Режим доступа: https://stranakids.ru/deti-geroi-rasskazy-o-geroiakh-vov-1/18/
8. В одиночку на батальон фашистов: четыре подвига неизвестных пионеров-героев: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201502120857-5a2v.htm
9. Энциклопедию об известных детях. Режим доступа: https://netvoyne.ru/pioneryi/nadya-bogdanova.html
Приложение
Приложение 1.