Журавлёва Елена
Конспект занятия «День славянской письменности и культуры»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А. П. города Белово»
День славянской письменности и культуры
(для учащихся 7-10 лет)
Разработала:
Журавлёв Елена Геннадьевна
педагог дополнительного образования
2019
Пояснительная записка
Публикация «Конспект занятия „День славянской письменности и культуры“» размещена в разделах
Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.
Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества, внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.
Мероприятие «День славянской письменности и культуры» разработано для учащихся творческого объединения «Начальное техническое моделирование» технической направленности МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А. П. города Белово». Воспитательный акцент занятия направлен на патриотическое воспитание.
Тема: День славянской письменности и культуры
Форма организации работы: коллективная, по длительности 45 минут
Тип занятия : Урок-презентация с элементами групповой работы
Цели: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита.
образовательная: предоставить информацию об истории создания славянской письменности, познакомить учащихся с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
развивающая: развивать у детей интерес к родной истории, к родному языку; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);
воспитывающая: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; на примере жизни великих просветителей славянства Кирилла и Мефодия воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру.
Этапы занятия :
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач.
3. Сообщение нового материала.
4. Подведение итогов.
Методы занятия по типу познавательной деятельности: частично-поисковые;
проблемное изложение.
Инструменты и материалы: карандаши, ручки, листы бумаги, карточки с заданиями для групповой работы.
Технические средства обучения: магнитофон с записями музыкальных произведений, мультимедийный проектор, фотоаппарат.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point
Межпредметные связи: литература, история, обществознание, краеведение.
Краткая характеристика группы. Количество учащихся в группе 15 человек в возрасте 7-10 лет.
Подготовка к занятию. Проведена индивидуальная работа с учащимся :разучивание стихотворений и подбор информации по теме занятия.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент, 2 минут.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач, 3 минут.
3. Сообщение нового материала, 30 минут.
4. Подведение итогов, 10 минут.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент (2 мин).
Дети проходят в театральный зал. Приветствие.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин). Постановка цели занятия. Педагог: Здравствуйте, ребята!
- 24 мая - является праздником славянской письменности и культуры.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом —
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.
- А для этого совершим небольшое путешествие в дремучие леса и зыбкие болота, к быстрым рекам и зеркальным озерам Восточной Европы.
III. Сообщение нового материала (30 минут).
Демонстрация 1 слайда Карта Европы IX века.
Педагог: Наши предки славяне появились здесь в середине первого тысячелетия. Тогда еще русские, украинцы, поляки, болгары и другие национальности назывались славяне. Объединяло этот народ общее происхождения и близость языков, а разделялись славяне по территориям, где проживали восток, запад, юг.
В наше современное время, даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. В славянских племенах все знания передавались в виде "черт и рез" или же "славянской руницой", но в основном устно. Единой славянской письменности еще не было.
Демонстрация 2 слайда "черты и резы" или "славянская руница"
В 863 году славянский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III, с просьбой помочь ему ввести церковную службу на славянском языке. Славяне находились под гнетом римской католической церкви, которая разрешала вести службу только на латинском языке, а в государственных делах использовать исключительно немецкий язык. Эти ограничения, безусловно, были препятствием на пути национального развития славян.
Демонстрация 3 слайда Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности
Михаил III прислал Ростиславу братьев Кирилла и Мефодий, которые знали множество языков: греческий, латинский, славянский, древнееврейский, армянский, сирийский. Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность, перевели на славянский язык первые церковные книги и обучили славянской грамоте первых учеников из числа славян. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит.
За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых.
физминутка
В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие:
Из глубокого колодца (руки О)
Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас польется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Демонстрация 4 слайда Глаголица и Кириллица
Азбука Кирилла и Мефодия называется - глаголица. Кириллическая азбука, которой мы пользуемся по сегодняшний день, была создана их учениками.
От кириллицы и происходит наш русский алфавит, а также украинский, белорусский, сербский и болгарский.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Демонстрация 5 слайда берестяные грамоты
Быстрый темп развития письменности восточнославянских народов начался после крещения Руси. В 988 году, когда князь Владимир принял христианство на Руси, Первыми письменными записями стали записи на берестяных грамотах. Подобная грамота представляет собой письменную запись на небольшом фрагменте березовой коры. Уникальность их в том, что на сегодняшний день они отлично сохранились. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий.
Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые - Ё и Й. Азбука отличалась удобством в использовании.
Заключительной реформой, которая изменила письменность на Руси, стала реформа 1917 года. Алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сегодняшний день.
До сих пор русский язык вызывает восхищение у большинства великих людей.
IV. Подведение итогов (10 минут)
1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2. Какой год считается годом возникновения славянского письма? (863)
3. Место рождения братьев - Кирилл и Мефодий?
4. Как называлась первая славянская азбука? (Глаголицей)
5. Как возникло слово «азбука»? (От начальных букв древнего алфавита аз и буки)