Елена Ивановна Чаликова
Конспект НОД «История возникновения письменности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историй возникновения письменности. Дать представления об особенностях и приемах возникновения письменности в Египте, Китае и на Руси.
Задачи:
-Познакомить детей с написаниемкнигина глине, шёлке и бересте.
-Обогатить словарь детей новыми словами клинок, береста, иероглифы, летописцы, жрецы.
-Развивать творческие навыки в процессе написания иероглифов на бумаге и печатью из листьев на ватмане.
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Публикация «Конспект НОД „История возникновения письменности“» размещена в разделах
Словарная работа: клинок, береста, иероглифы, летописцы, жрецы, звуковое письмо.
Предварительная работа:
Знакомство детей со свойствами песка, воды, глины.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, доска.
Для опытов: - песок, вода, глина, деревянные палочки, 2 ватмана, краска - красного, зеленого, жёлтого цветов, листья, кисточки, салфетки из шёлковой ткани, бумага.
Ход
Воспитатель:
Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Петровна.
Мне хочется узнать у вас дети -Вы любите читать, слушать, рассматривать книги?
Ответы детей.
А какие книги вы больше всего любите?
Ответы детей
Воспитатель:Молодцы, много вы знаете книг. А вам хотелось бы узнать, как появились первые книги?
Тогда предлагаю вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие в прошлое книги.
Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет, там открыли первую книгу
(Слайд№ 1)
-Мы с вами попали в Египет – этой страной правили Фараоны, помогали им жрецы. Жрецы были умными, образованными, они умели читать и писать.
Воспитатель предлагает пройти детям за столы.
Воспитатель: У вас на столах лежит природный материал, который жрецы использовали при написании книг, на чем-то им надо было писать? Правда ребята?
Что перед вами лежит?
Ответы детей (песок, вода, палочки)
Воспитатель: Давайте с вами попробуем написать на песке, возьмите палочку нарисуйте что-нибудь на песке. Ваши изображение видно? Представьте, что вы хотели бы свою надпись кому-нибудь дать почитать. Потрясите тарелочкой, что стало с вашим изображением? Почему изображение исчезло?
Ответы детей: Потому что песок сыпучий.
Воспитатель:Значит песок не подошел для хранения информации.
Возьмите палочку и попробуйте нарисовать в воде. Что получилось?
Ответы детей: вода жидкая,прозрачная, нет формы.
Почему нет никакой информации? Вода какая?
Воспитатель: да вода жидкая и у нее нет формы (просит повторить детей).
Отставьте подносы в сторону.
Возьмите картон с глиной. Палочкойпоставьте 5 точек. Получилось?
Теперь проверим, можно ли эту информацию сохранить. Отложите палочки, возьмите картон потрясите. Что стало с информацией?
Ответы детей: ничего, она осталась.
Воспитатель: Значит какой вывод - глина подходит, чтобы записывать что-то. Вот к этому выводу пришли древние жрецы. Посмотрите, как они это делали.
(Слайд №2)
Жрецы использовали для записи такие же дощечки и деревянные палочки, которые назывались клинки. Палочкой надавливали, как вы сейчас и получались изображения. А после их обжигали, складывали друг на друга и получались книжные страницы из глины. Вот какиена слайде.
Воспитатель предлагает детям подойти к нему.
Следующей страной, куда мы отправимся будет древний Китай.
Звучит китайскаямузыка, под которую воспитатель рассказывает о Китае.
(Слайд№ 3)
(Храм, строения, дворец Императора, поля чая, риса).
Китайцы очень много времени уделяют своему здоровью, следят за своим телом. Предлагаю вам провести Китайскую гимнастику.
Звучит китайская музыка(-руки вниз, наклониться медленно поднять руки вверх, затем медленно вниз (2 раза) – руки в стороны верх стать на одну ногу, как журавль.
-наклоны в стороны (чай горячий) подуем в одну сторону и в другую.
-затем наклонимся руки вверх скажем «Ха»).
Воспитатель:
Предлагает детям сесть на коврик (перед каждым ребенком бумага, фломастеры, шелковые салфетки).
Китайцы писали на кусочках шелка, затем сшивали их, получались шелковые книги.
Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг и попробовать написать на кусочке шёлка.
В Китае для написания использовались специальные символы, которые называются иероглифы. Предлагает детям повторить это слово.
Вот посмотрите какие иероглифы нарисованы.
Объясняет, что означат тот или иной иероглиф. (гора, рис, вода, человек).
(Показывает прием рисования иероглифов).
Затем предлагает детям написать любой понравившийся иероглиф на листе (во время рисования воспитатель спрашивает у детей, какой иероглиф они пишут).
Спрашивает 1-2 детей какое слово обозначает написанный ими иероглиф.
Предлагает детям встать. Подойти до экрана.
Воспитатель: Мы с вами переместились в древнюю Русь.
(Слайд№ 4 про Русь)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в начале на Руси писали на бересте? Вы знаете, что это?
Ответы детей.
Посмотрите, что это такое.
(Слайд№ 5 про бересту)
Воспитатель: Береста, это кора березы. Писали на ней с помощью специальной острой палочки. А потом появилась бумага и на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый они обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло?
Буквы выцарапывали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать
(Слайд № 6).
Воспитатель:Предлагает детям стать книгопечатниками и сделать печатную книгу.
Хотите?
Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежит мольберт и листья деревьев.
Воспитатель: Вот с помощью листьев вы ребята создадите книгу.
Какого цвета листья перед вами?
Ответы детей.
Воспитатель:
Возьмите по одному листочку и кисточкой нанесите на него краску (зеленого, красного, желтого)любого цвета. Положите все листочки на мольберт.
Воспитатель: Ребята, а вот сейчас мы с вами будем создавать шедевр.
Воспитатель кладет сверху на листья другой мольберт.
Предлагает детям погладить мольберт руками. Поднимает лист мольберта, вот какую книжную страницу с разноцветными листочками вы создали. Показывает детям. Вот так создавались книги на Руси.
Воспитатель: Ребята мы с вами живем в современном мире, если раньше были печатные книги, а как же сейчас сохраняется информация?
Ответы детей.
Воспитатель:
В наше время очень много выпускается бумажных книг и современные технические средства – компьютер, ноутбук, планшет, диски, флешка (показывает флешку) на ней можно хранить информацию.
Ваши родители получают нужную им информацию через интернет. Воспитатель предлагает отослать видео письмо.
-Здравствуйте ребята.
Меня зовут Елена Геннадьевна, я фотограф,
в данный момент времени я нахожусь на работе, а вы сейчас где?
Ответы детей – в детском саду.
Елена Геннадьевна:
расскажите, что сегодня было интересного в детском саду?
Воспитатель: Дети вспомните, что было интересного сегодня.
Ответы детей: были в Египте, Китае, в древней Руси (рисовали палочкой, на шелке, на глине)
Елена Геннадьевна:
Молодцы ребята, интересно было, всего вам хорошего, слушайте воспитателей, до скорой встречи!
Дети: до свидания!
Воспитатель: Вот закончилось наше путешествие. Вы молодцы.
На память онашей встрече я дарю вам вот эти книги.
До свидания дети!