Елена Амосова
Музыкальная гостиная «День рождения Темноты»
▼ Скачать
День рождения Темноты
«Ночное» развлечение
Музыкальная гостиная
Оркестр «Ягодка». Музицирование
Старшая группа (дети 5 – 6 лет)
Конспект составила:
музыкальный руководитель
Амосова Елена Валентиновна
МБДОУ детский сад
«Золотой петушок»
Свердловская область. Нижняя Тура
Публикация «Музыкальная гостиная „День рождения Темноты“» размещена в разделах
Январь. 2013
Цель. Познание детьми темноты, как обычной и необычной реальности, своих чувств и ощущений в ней; развитие художественного воображения и фантазии, общих музыкальных способностей детей.
Задачи.
1. Создать атмосферу обостренной чувствительности, проникновенности, душевного единения.
2. Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса фантазийного общения и игры.
3. Развивать невизуальные (от лат. – визуальный: зрительный, воспринимаемый зрительно, т. е. незрительные способы восприятия – слуховое, тактильное, кинетическое (от греч. – двигательное, в их взаимосвязи.
4. Помочь детям преодолеть страх перед темнотой.
5. Развивать способности детей к построению ассоциативных (объединённых) аналогий (сходств) между собственными реальными сенсорными (от лат. – восприятие, чувство, ощущение) ощущениями: тактильными (осязательными, кинетическими (двигательными, слуховыми, зрительными; и фантастическими образами.
Методические приёмы.
Наглядные.
1. Дети рассматривают и находят причудливые формы в сумерках.
2. Рассматривание полёта «светлячков» - падающих кусочков цветной фольги.
3. Наблюдение за горящими фонариками, свечами в дынях.
4. Просмотр на экране «Бег теней».
Словесные.
1. Слушание стихотворения о причудливых формах в сумерках.
2. Чтение стихотворения светлячком – ребёнком.
3. Обыгрывание стихотворения о привидениях.
4. Пожелания в день рождения для Темноты.
Практические.
1. Сюрприз: появление домовёнка Кузи на печке.
2. Пение песни со звучащими жестами, сидя на полу.
3. Исполнение импровизаций на шумовых инструментах и поздравлений для Темноты.
4. Пение заклички о светлячке, играя с кусочками фольги.
5. Импровизация на музыкальных инструментах «Свет и музыка светлячков».
6. Исполнение танца с фонариками и тыквами.
7. Исполнение танца «Привидений».
8. Сюрприз: угощение для детей – зонт с конфетами, пришитыми по краям.
Предварительная работа.
1. Подбор литературы по теме «Ночной урок», нотной литературы, написание конспекта, сочинение слов для героев, игр, сюрпризов. Подбор музыкальных и шумовых фонограмм для танцев на дисках и аудио кассетах.
2. Беседы воспитателя с детьми о сумерках, темноте ночью, светлячках, привидениях, свете фонариков в ночи.
3. Разучивание с детьми сольных и групповых ролей, разучивание стихов с движением по тексту; пение песен со всей группой детей, исполнение образных движений «теней», танца с фонариками, танца привидений.
4. Подготовка костюмов: Темнота - платье, Кузя - косоворотка, светлячок - крылья, для привидений – накидки «пончо», зонтик с пришитыми к нему конфетами.
5. Крепление «экрана» для «Бега теней».
6. Подготовка освещения в зале, настольная лампа, свечи для тыкв,
освещение в углах зала.
Оборудование.
1. Печка, одеяло для домовёнка; костюм русский народный Кузе.
2. Чёрное блестящее платье, диадема и волшебная светящаяся палочка, для Темноты.
3. Большие цветы, причудливые конструкции, необычной формы.
4. Музыкальные инструменты : маракасы, румба, бубенчики, колокольчики, музыкальный молоток, «шуршунчики», бубен, барабан, металлофоны, ксилофоны, треугольники, хрусталь, «музыка ветра».
5. Фонарики для танца. Крылышки для светлячка.
6. Экран для «Бега теней» и яркая настольная лампа.
7. Н акидки белые - «пончо», для привидений.
8. Чёрный зонт с блестящими наклеенными фигурами, по краям пришиты конфеты в блестящих фантиках.
Оформление музыкального зала.
В зале задрапированы тканью причудливые пирамиды из стульев, строительных модулей, стоят крупные растения. С помощью слабых ламп найдено интересное освещение, которое создаёт загадочные тени. Освещение в разных концах, легко выключающееся. В углу стоит печь для домовёнка Кузи. Инструменты для первой игры лежат в кругу, в центре зала. Фонарики и тыквы накрыты тканью, лежат на подиуме. Экран висит на леске, в углу, у входной двери. Накидки привидений висят на стойке. Зонт стоит в углу, у центральной стены, накрыт тканью.
Ход развлечения
Тексты героев и стихи: Амосовой Елены Валентиновны.
Музыка. «Танец феи Драже» П. И. Чайковский. Фонограмма. CD – трек №10. Книга «Потешные уроки» Т. Э. Тютюнниковой. М. 2009.
В центре зала, на ковре, разложены музыкальные инструменты, по количеству детей, приготовлены для игры.
Дети входят в музыкальный зал, встают врассыпную, в углу, на печке лежит домовёнок – Кузя, просыпается.
Домовёнок – Кузя. (Музыкальный руководитель. Чихает и потягивается, зевает, глядит в окно, замечает детей, говорит тихим голосом и шёпотом.
Апхчи!
А-а-а! Уже светает!.
А кто ж тут мне спать мешает?
Спозаранку по горнице гуляет!
Дети. Мы – дети!
Кузя. Вот, хорошо - то! Будьте здоровы! Здравствуйте!
Дети. Здравствуйте!
Кузя. А я – домовёнок Кузя,
Меня видеть нельзя!
(Прячется за одеяло и снова выглядывает).
Я дом охраняю,
Семью оберегаю.
Ещё ночь на дворе –
Вот не спится детворе!
(«Всплёскивает» руками. Кузя слезает с печки).
Вижу, добрые вы дети, давайте поиграем.
В теплой горенке моей – всё замечаем:
(Кузя и дети ходят по горенке, замечают причудливые разные формы, фантазируют, на что похожи стали в темноте стулья, шторы и т. д. Говорят тихим голосом).
«Тени». Амосовой Е. В.
Ночью тени – там и тут! …
Цветы огромныё живут! …
А это - Бегемот сопит! …
Да нет, тут стол с посудою накрыт. …
Смотрите, Древний динозавр! …
Да нет, тут в печке пышет жар! …
Вот мчится поезд, в нем сидят
Сто пассажиров и глядят! …
Да нет, тут стульчики стоят. …
Вот великаны к нам идут! …
Да нет, висят на окнах шторы тут. …
Кузя. Что почувствовали, дети, сейчас?
Дети. Почувствовали, что ночью и ранним утром, в темноте, предметы кажутся живыми, похожи на животных, на человека, на птиц, на горы, на сказочные цветы и т. д.
Кузя. В горенке живёт
Царица – Темнота.
Приходит по ночам:
Тиха, скромна, мила…
Скоро к нам она придёт,
На День рожденья позовёт!
Я открою вам секрет:
Темноте исполнилось - миллион лет!
Кузя. Тихонько в круг садитесь вы,
Дождёмся входа Темноты,
Споём про неё песню,
Негромко, с наслажденьем.
Ладошками заворожим,
С дружком поближе посидим.
1. «Поём и играем». «Темнота», музыка М. Ройтерштейна, слова А. Шевченко (в оригинале песня называется «Зимний вечер»). Книга «Потешные уроки» Т. Э. Тютюнниковой. М. 2009. – стр. 53.
Дети садятся в круг, поют про Темноту, трогательно, без аккомпанемента, сопровождая пение лё гкими равномерными шлепками: по своим коленям двумя руками, затем, раскинув руки, тихонько шлёпают по коленям соседей справа и слева. Такое движение завораживает и объединяет, создаёт особую атмосферу близости. Петь негромко, побуждая детей прислушиваться друг к другу, и наслаждаться самим процессом совместного пения. В конце песни гасят свет совсем и детей накрывают тонкой прозрачной тканью – это Темнота пришла.
Песня «Зимний вечер», музыка М. Ройтерштерна, слова А. Шевченко.
1. Вечер бродит по дорожке,
Дышит тяжело.
Темнота, прильнув к окошкам,
Просится в тепло.
2. Ну куда ж ей ночью деться?
Плохо без родни.
Ты пусти её погреться,
Погаси огни.
Темнота. (Воспитатель. Она входит, выключая свет, накрывая детей тонкой тканью, в руке «волшебная» светящаяся палочка).
Я – царица Темнота!
Вас покровом укрываю,
На свой праздник приглашаю…
Мне уже миллион лет,
Поздравленья жду в ответ.
2. «Играем и импровизируем». «Таинственное рондо». Книга «Потешные уроки» Т. Э. Тютюнниковой. М. 2009 – стр. 54.
Это спонтанная импровизированная игра на шумовых инструментах. Педагог декламирует первые две строчки стиха, дети добавляют остальные – игра начинается:
Кузя. (Педагог). Здравствуй, тот, кто в темноте,
В тёмной, тёмной комнате.
Дети. (Хором). В уголке на дрожи,
О себе ты расскажи.
Затем четверо детей, к которым прикоснулась рукой Темнота, выползают из-под ткани, берут рябом лежащий на полу музыкальные или шумовые инструменты и играют на них импровизацию. Затем называют соё имя и говорят поздравление, например: «Поздравляем с днем рожденья, желаем доброты, желаем теплоты, желаем ещё - миллион лет, желаем радости, желаем ярких звёзд и т. д.»
Темнота. Спасибо за поздравленья!
Кузя. Да, непросто поздравленье дать в ответ,
Если в доме света нет!
Позовём Светлячка со свечкой,
Он сидит в домике, за печкой.
Дети. Светлячок! Выходи!
Ребёнок - светлячок «летит» по залу, с маленьким огоньком в руке. В зале зажечь локальное неяркое освещение.
Светлячок. Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днём –
Ничего не видно в нём.
А посмотришь вечерком –
Он с зелёным огоньком.
3. «Поём и играем». «Светлячок», русская народная закличка.
Книга «Потешные уроки» Т. Э. Тютюнниковой. М. 2009 – стр. 54.
В процессе подготовки к развлечению беседуем с детьми о светлячках, рассказываем, как они таинственно мерцают в ночи и летают целым светящимся облаком.
Нарезанные из фольги маленькие кусочки кладут в трубочку, Кузя дует в неё, кусочки фольги летят вверх.
Темнота. С днём рожденья меня поздравляют
Светлячки, ах, светлячки,
Как таинственно они мерцают
В ночи, ах, в ночи.
Светящимся облаком летают,
Гаснут в темноте и мигают.
Вот светлячки упали,
А дети их «поймали» -
У каждого – светлячок,
Посадим его в кулачок.
Песня: «Светлячок», русская народная закличка.
Светлячок, светлячок,
Посвяти в кулачок!
Посвяти немножко,
Дам тебе горошка.
Дети свободно ходят по залу, заглядывая в свой кулачок, просят светлячка вновь зажечь свой огонёк.
Темнота. Как светлячка поймают,
Он тут же потухает…
Отпустим светлячков за печку,
Пусть там они споют нам песню.
Дети, гурьбой, идут к печке, кладут кусочки фольги - «светлячков»
на пол около печки.
Кузя. Осторожно подойдите к инструментам, не спугните светлячков, пофантазируем: «слышим неслышимое, видим невидимое», сыграем «Свет и музыку светлячков», посвящаем музыку Царице ночи – Темноте.
4. «Импровизируем и сочиняем». «Свет и музыка светлячков».
Дети играют импровизации на металлофонах, треугольниках, «музыке ветра», ключах, хрустальных бокалах. Играют нежно, изящно, тонко. Дети проявляют свою удивительную способность фантазировать.
Темнота. Ах, спасибо, очень нежно и неповторимо!
У меня есть фонарики волшебные,
С ними можно танцевать танцы необыкновенные.
Фонарики, дети, берите,
Меня светом сказочным повеселите!
5. «Танцуем «Танец с фонариками». Вальс. Музыка В. Якоби.
Книга «Потешные уроки». Т. Э. Тютюнникова. М. 2009. – стр. 55.
Фонограмма…
Дети берут фонарики, и Кузя с Темнотой берут тыквы – внутри со свечами, с подиума, они были накрыты тканью.
Фонарики лучше предложить сделать дома родителям, чтобы у каждого ребёнка был свой, неповторимо украшенный блестками, бусинками, бантиками фонарик. Для танца можно сделать большие фонари из выдолбленных тыкв, в которых прорезаны произвольной формы отверстия, а внутрь её поставлена баночка со свечкой или использовать аналогичные круглые подсвечники с отверстиями в стенках.
Движения танца «Фонарики».
1 часть.
1 – 8 такты: дети гуляют врассыпную по залу, покачивая своим фонариком из стороны в сторону, в такт музыке.
9 – 16 такты: находят дружка, встретившись с кем-либо, останавливаются лицом друг к другу, опускают и поднимают фонарики, на каждую сильную долю.
2 часть.
1 – 8 такты: дети гуляют врассыпную, покачивают в стороны фонариком.
9 – 16 Такты: расходятся, строят два круга, вокруг тыкв – по углам. Опускают и поднимают фонарики.
3 часть.
1 – 8 такты: дети гуляют врассыпную, покачивают в стороны фонариком.
9 -16 такты: сходятся в центре зала, в большой общий круг. Опускают и поднимают фонарики, по сигналу Темноты (она ставит фонарик, дети ставят фонарики в центре круга – вокруг тыквы - садятся на колени, на пол, любуются светом фонариков и тыквы.
Темнота. Ах, спасибо, дети, за такой чудесный, волшебный, сказочный танец и завораживающий свет фонариков! Фонарики и тыквы несите на подиум, украсим нашу горницу.
Дети ставят фонарики, взрослые – тыквы на подиум, любуются.
Кузя. В нашей горнице - красота,
В нашей горнице – лепота!
Кузя растягивает белую штору (простынь, сзади которой установлена достаточно яркая лампа. Темнота включает лампу.
Кузя. Темноте на день рожденья
Фантастические тени
Исполняют танец свой,
Зачарованный, смешной.
6. «Импровизируем». «Бег теней» - это импровизированный теневой театр. Фонограмма №11 «Carrousel – 2». «Потешные уроки» Т. Э. Тютюнниковой. М. 2009.
Все дети располагаются перед «экраном», садятся на ковёр, и по очереди, импровизационно, двигаются в пространстве между тканью и лампой, представляя зрителям, что захотят: скачет зайка – ушки показывает ладонями, лиса вертит хвостом, волк крадётся, медведь переваливается, скачет всадник с саблей, кукла танцует, скоморох пляшет, птица взмахивает крыльями, поезд едет (круговые движения локтями, барабанщик идёт и барабанит воображаемыми палочками, солдат марширует и «отдаёт честь», музыкант играет на дудочке, Буратино показывает «нос» (к носу приставить большой палец, а остальные вытянуть и соединить с другой ладонью – с вытянутыми пальцами, музыкант играет на гармошке, скачет лягушка, змейка вьётся (соединить обе ладони, вытянуть пальцы – это голова змеи, не разъединяя ладони, делать волнообразные движения вправо – влево, пловец плывёт, дерево качает ветками, идёт робот. Темнота проходит и плавно взмахивает руками, как в вальсе. Кузя пляшет «Русскую». После исполнения каждым ребёнком «тени», как только он выходит от экрана, надевают накидку – «привидение», дети садятся на ковёр.
Темнота. Я не видела такого в жизни моей,
Замечательный «Театр теней»!
7. «Смотрим и удивляемся». «Танец маленьких привидений». Фонограмма №12. «Потешные уроки» Т. Э. Тютюнниковой. М. 2009.
Неожиданно из-за ширмы появляются три ребёнка, одетые в белые одежды. Хорошо использовать белые газовые шарфы, сшитые по два, чтобы надевались, как «пончо».
Темнота. Кто это?
Привидения исполняют движения по тексту стиха.
«Привидения».
Английская народная потешка.
Кузя. Три славных Привиденьица
Пришли на день рожденьица.
Наелись угощеньица –
Печеньица, вареньица,
Но вышло тут смятеньице
И недоразуменьице,
Поскольку Привиденьица
Пришли без приглашеньица!
Привидения. ( Пугают детей: взмахивают руками, произносят звуки) : «А-а-а! У-у-у! Ух-ух-ух! Хо-хо-хо! Хы-хы-хы!».
Кузя. А Привиденьица-то смешные,
И не страшные, они ни какие!
Темнота. Я всех в Привиденьица превращаю,
На прощанье, на танец с Темнотою приглашаю.
Включить «Пушку» со снежинками, крутящуюся.
«Танец Темноты и привидений».
1часть. Дети - привидения бегают врассыпную, размахивают руками, как привидения.
2 часть. Все бегут по кругу, за Темнотой. Останавливаются, взмахи руками вверху, над головой: вправо-влево.
3 часть. Дети бегают врассыпную, размахивают руками, постепенно приседают, руки – «волны».
4 часть. Медленно идут в центр, «колдуют» руками; Темнота кружится, дети - привидения кружатся. Все берутся за руки, Темнота ведёт детей «змейкой» по залу, дети садятся на стулья. (Дети снимают накидки привидений, Темнота их убирает в красивую большую коробку).
(Выключают «Пушку» со снежинками, а всё освещение включают).
Темнота. Спасибо, дети, вы мне устроили весёлое день рожденья!
За это примете от Темноты награжденье :
Конфеты, для смелых и отважных,
Кто Темноты не боится!
Музыка. «Волшебная» - старинные часы.
Темнота открывает накидку и выносит из угла черный зонтик, украшенный блестящей разноцветной клейкой пленкой, по краям привязаны конфеты, с ярко сверкающими фантиками.
Дети. Спасибо!
Темнота. Ухожу я, до свиданья!
Солнцу место оставляю! (Уходит из зала, машет рукой).
Музыка. «Танец феи Драже» П. И. Чайковский. Фонограмма №10. «Потешные уроки» Т. Э. Тютюнниковой. М. 2009.
Дети. До свиданья!
Кузя. Всё светлее у окна,
Днём сменилась Темнота!
Ну, что, гости дорогие,
По домам пойдём, родные!
Дети выходят из зала, Кузя выносит зонт с конфетами, младший воспитатель ведёт детей в группу, несет зонт с конфетами. Музыка. «Танец феи Драже» П. И. Чайковский. Фонограмма.
Литература.
1. Т. Э. Тютюнникова. Потешные уроки. М. 2009.