надежда мартынова
Конспект ООД с использованием ИКТ для детей 6–7 лет «Путешествие в типографию» к Дню российской печати
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в типографию
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Детский сад «умка филиал Антошка
Сценарий
Организованной образовательной деятельности
по социально – коммуникативному развитию
для детей 6-7 лет
с использованием ИКТ технологий
Тема: «Путешествие в типографию»
Ознакомление с социальным окружением.
Выполнила: Мартынова Надежда Константиновна
воспитатель
Публикация «Конспект ООД с использованием ИКТ для детей 6–7 лет „Путешествие в типографию“ к Дню российской печати» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Типография для детей своими руками
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
Ход ООД
Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии и библиотеки.
Задачи: Познакомить детей с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
Предварительная работа: Рассматривание книг, газет, журналов в разных переплетах. Беседа о том, какие книги бывают. Вспомнить с детьми детских авторов и иллюстраторов. Побеседовать с детьми о значении книги в жизни человека. Посетить с детьми библиотеку. Просмотр видеоролика о работе в типографии.
Словарная работа: каллиграфия, типография, наборщик, резчик бумаги, редактор, корректор, переплетчик (фальцовщик, печатник.
Материал. Предметные картинки, старинная книга, различные книги, журналы, газеты.
Компьютерная презентация по теме ООД, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход ОД
Мотивация
Воспитиатель: Ребята, отгадайте загадку.
Загадка
Я все знаю, я всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться
Нужно грамоте учиться.
Воспитатель: Верно, это книга. А как вы думаете, где делают книги?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, в типографии.
Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в типографию?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята повернемся вокруг себя, закроем глаза, вот мы и в типографии. Давайте окунемся в историю книги, историю появления типографии, как она устроена и узнаем кто же там работает.
Воспитатель: Что вы здесь видите?
Дети: книги, журналы, газеты.
Воспитатель: Для чего нужны книги, журналы, газеты.
Дети: Чтобы узнать много нового, интересного.
Воспитатель: Правильно, все эти издания нужны нам для общего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходят в мире.
Воспитатель: Вы знаете, кто создает материалы для книг?
Дети: Поэты, писатели, художники.
Поэты и писатели — очень творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы написать стихи, надо уметь подбирать рифму. Хотите поиграть в рифмы?
Педагог по одной показывает предметные картинки (банан, улитка, дом и т. д., дети подбирают рифму к каждому слову.
Затем воспитатель предлагает ребятам попробовать сочинить стихотворные строки, закончив фразу так, чтобы получилось складно. Например:
На поляне стоит дом,
Поселился гномик в нем.
Основная часть.
Воспитатель: Давным давно, в такие давние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда они умели складывать сказки, песни, пословицы. Людям хотелось чтобы их произведения и знания дошли до потомков. Чтобы не забыть, их надо было записывать. И они придумали буквы.
Слайд пещера, камни 1-2 слайд
Воспитатель: Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, там человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких –то событиях отражал в рисунках на стенах. Другого материала, кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было. На скалах они выбивали, выскабливали все что видели вокруг себя: птиц, животных, людей.
слайд 3 Глина
Скалы и камни - твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет назад до н. э. стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Пока табличка была влажной, на ее поверхность заостренной палочкой наносились знаки, затем сушили на солнце. Глина застывала и хранилась долго.
Воспитатель:
Слайд береста
Воспитатель: На Руси люди писали на бересте. Береста это кора березы. Люди снимали кору с березы, острой палочкой царапали письмена и клали бересту под пресс. Если этого не сделать, то при высыхании кора сворачивалась в гармошку.
Слайд папирус.
Воспитатель:
В Древнем Египте появились книги из папируса. Папирус-это речной тростник с высоким, до 5 метров толстым стволом. Этот ствол резали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. Обычно длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре.
Слайд книга из пергамента
Воспитатель:
Позже, в Древней Греции, появилась книга из пергамента. И она уже была больше похожа на нашу современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда пошло название материала, пергамент выделывался из шкур животных. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали ее от руки несколько лет. Были они очень дорогие.
Слайд
Динамическая пауза
Воспитатель:
А теперь мы немного отдохнём!
Перестанем заниматься –
Будем вместе отдыхать.
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево. (Вращение головой.)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет. (Вращение рук вперед и назад.)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим. (Руки вверх и в стороны.)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим. (Повороты влево и вправо.)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол. (Наклоны вперед.)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке. (Дети садятся на места.)
Воспитатель:
Как же развивалась книга у нас на Родине? В древней Руси писали на березовой коре. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем.
Слайд
Воспитатель:
Позже создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые люди-писцы.
Обычно писали книги люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк.
Такой почерк в древности назывался каллиграфическим.
Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками.
Показ книги
Воспитатель: Конечно, написать одну книгу ручкой или карандашом можно, а 100 книг можно ли написать карандашом или ручкой?
Ответы детей
Воспитатель: когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок.
Первая типография появилась в Москве при царе Иване Грозном, называлась она книгопечатня. Первым книгопечатником стал Иван Федоров.
Воспитатель:
Где в настоящее время печатают книги?
Дети: в типографии
Воспитатель: Правильно, в типографии.
Типография – это предприятие где, производится набор и печатание книг, газет, журналов и других изделий.
слайд
Воспитатель: В типографии работают люди необычных профессий: печатник, вырубщик, резчик, переплетчик.
Печатник-это одна из самых редких профессий на сегодняшний день. Печатная машина-это его рабочее место. Это большая, сложная машина, многое делает компьютер, но и на печатника приходится много обязанностей. И сейчас я вас приглашаю в виртуальную экскурсию в типографию.
Виртуальная экскурсия 6м. 30 с
Воспитатель подводит итог: книга — результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии.
Слайд (готовая книга)
Проделав огромный путь книга оказывается в магазине, чтоб взрослые и дети могли окунуться в ее волшебный мир.
Воспитатель: Вам дома читают книги? Вам нравится, когда вам читают?
Ответы детей
Хотите поиграть в игру «Доскажи словечко»
Нет конца у строчки
Где стоят три точки,
Кто придумает конец
Тот и будет молодец
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и (картона)
Книжкина одежка
Что это (обложка)
И картинок много тут
Как их правильно зовут (иллюстрации)
Их рисует не сапожник
Ну, а кто, друзья (художник)
Ну а кто же пишет книжки
Для девчонок и мальчишек?
На обложке, вот он, тут.
Как, друзья, его зовут? (Писатель,поэт)
Наши книги не просты
По порядку в них (листы)
А что это за сестрицы
Да ведь это же (страницы)
Страницы все наперечет
Их скрепляет (переплет)
Книгу не ищи в аптеке
Книжный дом (библиотека)
Как вы догадались мы с вами находимся в библиотеке, и сегодня к нам в гости пришла настоящий библиотекарь Диния Загидуловна. Я передаю ей слово.
Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…
Давайте попробуем отгадать загадку:
Снаружи смотришь – Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.
Ответы детей
Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга, «тека» - хранилище. Меня зовут Надежда Константиновна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем. Конечно наша библиотека совсем маленькая по сравнению со школьной или с городской, но здесь тоже живут книги.
А хотите узнать об этой увлекательной профессии?
Ответы детей
Библиотекарь: Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных. (библиотекарь проводит экскурсию по библиотеке). Каждая библиотека – это длинные-длинные ряды книжных полок, в них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в этих хранилищах помогает библиотекарь.
Воспитатель: Ребята, а в библиотеке, где хранятся книги?
Ответы детей
Воспитатель: А зачем нужно читать книги?
Ответы детей
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового.
Итак, библиотека – это дом книги.
В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают).
Показывает формуляр, спрашивает: а кто знает, что это такое?
Ответы детей
Библиотекарь: Это, ребята, читательский формуляр (показывает, куда записываются все книги, которые вы прочтете.
Рефлексия
Воспитатель: С чем вы сегодня познакомились на занятии? Что вам было интересно?
Дети: узнали как создаются книги, оформляются, кто над ними работает.
Воспитатель: Люди каких профессий создают книги.
Дети: печатник, вырубщик, резчик, переплетчик.
Если бы вас позвали работать в типографию, то кем бы вы хотели работать? Какая профессия вам понравилась больше всего?
А хотите создать свою книгу: тогда я вам сейчас раздам шаблоны, а вы в группе сможете сделать свою книгу.
Воспитатель: Спасибо, ребята, возвращаемся в группу.