Мария Карабанова
Деловые игры в методической работе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра в настоящее время широко используется методической работе в детском саду. Применение деловой игры имеет положительное значение, так как она является сильнейшим инструментом при формировании личности профессионала.
Публикация «Деловые игры в методической работе детского сада» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Деловая игра представляет собой средство моделирования самых разных условий профессиональной деятельности с помощью метода поиска новых способов ее выполнения. Необходимо отметить, что деловая игра является методом эффективного обучения. Она имитирует различные аспекты человеческой активности.
В настоящее время существует много названий, а также разновидностей деловых игр. Эти игры могут отличаться методикой проведения, а также поставленными целями. Можно выделить: управленческий и дидактические игры; проблемно- ориентированные и ролевые игры; организационно- деятельностные игры и другие.
Деловая игра – это такой вид деятельности, который в условиях созданных ситуаций, направлен на решение учебной задачи. С помощью деловых игр можно выявить и проследить особенности психологии участников. Игра также помогает найти решение сложных проблем с помощью применения специальных правил обсуждения.
Чтобы понять, для чего же применяются деловые игры, необходимо сначала понять их сущность, а также рассмотреть отличие детской игры и деловой игры. Так в детской игре следование правилам занимает главное место, в деловой же игре правила являются лишь исходным моментом. На основе правила в данном случае строится свободное игровое поведение. Игра существует там, где есть необходимость выйти за пределы существующих схем. В том же случае, когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Отсюда следует, что игра становится средством моделирования новых условий профессиональной деятельности, а также методом поиска новых и новых способов выполнения деятельности.
Деловые игры – это метод обучения, которые наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Главное преимущество деловых игр – является моделью реальной организации, в то же время они дают возможность значительно сократить операционный цикл. Следует отметить, что именно в игре происходит быстрое пополнение знаний, а также дополнение их до необходимого минимума. Во время игры также идет теоретическое освоение навыков проведения расчетов, а также принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
Деловые игры, являясь одним из активных способов обучения, обладают также своими особенностями: высокая степень вовлечения в процесс игры; активизация мышления; обязательность взаимодействия участников между собой, а также с материалами игры.
Говоря о деловой игре, необходимо также выделить основные ее этапы: информационный, проблемный, поведенческий и оценочный. Информационный этап связан с усвоением, запоминанием знаний, навыков. На проблемном этапе происходит передов теоретических знаний на языке практических действий. Поведенческий этап обеспечивает принятие решений в условиях конкретной ситуации. Оценочный этап позволяет выбрать и обосновать оптимальный вариант решений поведенческой программы.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что деловая игра – это многоступенчатый, целостный процесс, в процессе которого решается несколько воспитательных и познавательных задач.
В методической работе детского сада деловые игры применяются реже. Это связано, прежде всего, с тем, что они требуют большой предварительной подготовки.
Деловые игры связаны, в первую очередь, с решением педагогических задач, которые содержат описание конкретных ситуаций. Они требуют от участников принятия определенной роли, а также выбора способов взаимодействия.
С помощью деловых игр, как начинающий, так и опытный педагог, рассматривая проблемы воспитательно-образовательной работы, имеет возможность усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Прежде всего, метод деловой игры хорош тем, что он увлекает ее участников.
Педсовет – это деловая игра, в котором участники наделяются определенными ролями. Основные условия для такой игры :
- существование проблемы, которую предстоит решить педагогическому коллективу;
- существование игровых ролей, имитация реальной ситуации;
- обязательное соблюдение игровых условий и правил;
- соревнование;
- экспертная оценка коллективного и личного вкладов.
«Мозговая атака» - это еще одна из форм деловой игры, которая используется для подведения итогов работы коллектива по какой либо проблеме, а также за определенный период. В данной игре участники вырабатывают цели, задачи, разбирают поставленные вопросы, а также составляют программы, которые и будут основой решения педсовета.
Как уже было отмечено, деловые игры позволяют моделировать ситуации, а также проектировать способы действий в предложенных моделях.
Деловые игры в методической работе повышают интерес, способствуют совершенствованию умения для решения существующих проблем, вызывают высокую активность педагогов.
Принятие управленческих решений в деловых играх осуществляется ее участниками. Деловые игры являются коллективным методом обучения. С помощью специальных средств в деловых играх создается определенный настрой игроков.
При разработке деловой игры необходимо помнить, что чем больше будет выбора решений, тем с большей охотой игроки будут включаться в процесс.
При построении игры следует предполагать организацию совместной деятельности игроков, которая имеет характер ролевого взаимодействия.
Достижение цели происходит с помощью принятия индивидуальных и групповых решений. Деловая игра строится по логике действия или взаимодействия. В основе разработки любой деловой игры должна лежать деятельность, которая отражает согласование самых разных интересов.
Необходимо отметить, что прямая формулировка проблемы, либо указание на нее не допускаются. В то время как нормы формулируются определенно и однозначно.
Игра будет нежизнеспособной, если она будет плохо продумана, если недостаточно драматизации происходящих событий, если ход игры требует постоянного вмешательства.
Хотелось бы еще раз отметить, что деловая игра представляет собой метод поиска новых способов выполнения игры. Важная роль игры заключается также в том, что она включает в себя метод эффективного обучения. Деловая игра, как самое эффективное средств, позволяет снять любые возникающие противоречия между абстрактным характером учебного предмета, в том числе между реальным характером профессиональной деятельности.
Основный момент при разработке этой самой игры заключается в определении цели и темы.
Главным моментом в разработке игры является формирование игровой модели. Базовым элементом для деловой игры является сценарий, который представляет из себя основной документ для проведения деловой игры.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что деловая игра – это не только метод активного обучения, но также и форма организации методической работы в детском саду.