Карина Карпушина
Деловая игра «Знатоки организации развивающей предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление и обобщение знаний руководителей ДОО об организации развивающей предметно-пространственной среды согласно требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности руководителей в области организации РППС;
- активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию РППС
- формировать умения проектировать и прогнозировать РППС в группах ДОУ;
Оборудование: презентация с заданиями, листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, фломастеры.
Публикация «Деловая игра „Знатоки организации развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Ход деловой игры.
Вступительная часть. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.
В соответствии с ФГОС ДО педагогический процесс должен быть более свободным, гибким, дифференцированным, педагогам необходимо гуманизировать отношения между всеми участниками образовательных отношений. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Задача педагогов состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Ведущий предлагает участникам принять участие в деловой игре и разделиться на 2 команды.
Все участники делятся на 2 команды путем жеребьевки, придумывают название команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:
1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!
2. Право на ответ имеет тот, кто первый позвонит в колокольчик. При нарушении этого правила, ответы не принимаются и баллы не засчитываются.
3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.
4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают баллы. Итоги игры подводятся подсчётом баллов.
Представление членов жюри.
Ведущий: Уважаемые коллеги, преступим к игре.
1. Задание «Мозговой штурм» - 14 баллов
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования. Как Вы думаете, какие?
Ответы. - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде» :
основные принципы дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС);
направленность задач стандарта (п. 1.6 ФГОС);
определение предметно-пространственной среды (п. 3.6.3 ФГОС);
рассмотрение РППС в единстве и взаимосвязи всех аспектов образовательной среды для детей дошкольного возраста (п. 2.8 ФГОС);
требования к РППС как условию реализации ООП ДО (п. 3.3 ФГОС)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Санитарные правила 2.4. 3648-20:
к санитарному состоянию группы (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20);
маркировке мебели и крупного игрового оборудования в соответствии с возрастом детей (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20);
внешнему виду помещения, эстетике оформления;
наличию сертификатов на игрушки и игровое оборудование, мебель (п. 3.2.3 СП 2.4.3648-20);
естественному освещению помещений (п. 2.8 СП 2.4.3648-20);
исправности и сохранности материалов и оборудования (п. 3.2.3 СП 2.4.3648-20)
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)
Расшифруйте аббревиатуру РППС и что понимают под РППС.
Ответы. (Развивающая предметно – пространственная среда. Под развивающей предметно – пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом)
Что должна обеспечивать РППС?
Ответы. (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения).
Что необходимо учитывать при организации РППС?
Ответы. (Реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей).
Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО?
Ответы. ( РППС должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной)
Чему должна соответствовать насыщенность РППС?
Ответы. (Насыщенность РППС должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию Программы).
Что предполагает трансформируемость РППС?
Ответы. (Трансформируемость РППС предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации).
Что предполагает полифункциональность материалов?
Ответы. (Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.).
Что предполагает вариативность среды?
Ответы. (Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей).
Что предполагает доступность среды?
Ответы. (Доступность среды предполагает для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования).
2. Игровое задание «Конкурс капитанов» - 10 баллов
Ведущий приглашает капитанов выйти и выбрать листочек с заданием (можно совещаться с командой, но за это вычитается 5 баллов)
• От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?
ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания деятельности, личного опыта ребенка, типа образовательного учреждения.
• Почему, среда называется развивающей?
ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.
3. Скоростной «Блиц-опрос»
Каждой команде по очереди задаются вопросы. Ваша задача – ответить на них.
- система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
- к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);
- к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
- к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);
- о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);
- о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);
- как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
- как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
- перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).
4. Игровое задание «Модераторы РППС в ДОУ» - 15 баллов
Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО по одной из образовательных областей. Нарисовать в виде плана или схематично, а при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, прописанные во ФГОС. Оценивается разнообразие материалов, оригинальность подходов и идей.
1 команда – познавательное развитие,
2 команда – социально-коммуникативное.
Подведение итогов игры.
Слово предоставляется членам жюри. По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов и получает медаль «Знаток РППС».