Елена Морозова
Деловая игра «Наглядное моделирование как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Наглядное моделирование как средство развития речи»
Цель: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста по вопросу формирования и развития речи старших дошкольников посредством наглядного моделирования.
Задачи:
- Познакомить педагогов с практическими аспектами наглядного моделирования.
Публикация «Деловая игра „Наглядное моделирование как средство развития речи“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2022
-Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
Ожидаемый результат: повысить интерес педагогов к использованию технологии наглядного моделирования в работе с детьми.
Оборудование:
• проектор, презентация к деловой игре
• листы бумаги, фломастеры, карандаши для каждого участника;
• тесты
• сюжетные картины
Актуальность. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число обучающихся с недостатками речи. Важным условием успешного обучения является сформированность всей речевой системы обучающегося, это и правильное звукопроизношение, развитые фонематическая, лексико-грамматические категории языка и связная речь. Именно эти компоненты лежат в основе развития речевого общения и навыков чтения и письма. Развитие письменной и устной речи - важнейшее средство получения знаний учащимися.
Обучающиеся дошкольного возраста лишены возможности, записать, сделать таблицу, а использование наглядного моделирование в работе – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную и вербальную память. Многие учёные отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает речевые, умственные способности дошкольников. Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: - дети дошкольного возраста легко обучаемы, но для них так, же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, а использование наглядного моделирования вызывает интерес к оречевлению и помогает решить эту проблему; -применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью, мышлением, вниманием и речью, так как: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; применяя моделирование дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
ЗАДАЧИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
1. Обучать детей правильному звукопроизношению.
2. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение).
3. Формировать лексико-грамматические категории.
4. Формировать связную речь.
5. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
6. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
7. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии. 8. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
ПРАВИЛА ПРИ РАБОТЕ С НАГЛЯДНЫМИ МОДЕЛЯМИ
Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от модели-символа, мнемоквадрата, пиктограммы и постепенно переходить к мнемоцепочкам (мнемодорожкам). Таблицы и схемы должны быть цветными на начальном этапе, так ребенку будет веселее и легче. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника. Не использовать более двух мнемосхем в день. Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике: на тему загадок, на стихотворения, на тему сказок, рассказов.
ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;
— Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребёнка;
— Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;
— Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;
— Одновременно можно использовать модели только одного вида.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ С МОДЕЛЯМИ
— замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
— использование готовых моделей (начиная со средней группы);
— построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С МОДЕЛЯМИ
1 шаг. Рассматривание изображения и разбор того, что на ней изображено. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
2 шаг. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы, весь текст зарисовывается схематично.
3 шаг. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Ход мероприятия:
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Технологии, применяемые педагогами, направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности. Сегодня вы покажете как владеете вопросами организации развития связной речи.
(за правильный ответ – фишка/ 1 балл)
1 задание «Разминка»
Зачитываются начальные фразы пословиц, поговорок. Участникам необходимо дать свой вариант продолжения, чтобы сохранился поучительный смысл сказанного.
• Красно поле пшеном, а беседа (умом).
Каков разум, таковы и (речи)
• Кто ясно мыслит, то ясно (излагает)
Краткость – сестра (таланта)
• Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна)
Осла легко узнать по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам)
• Язык мягок: что хочет, то и (лопочет)
Короткую речь хорошо слушать, под долгую речь хорошо (думать)
2 задание «Что такое – связная речь?»
Дать определение связной речи как термина.
- это совокупность тематически объединённых фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное высказывание.
- это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложении.
3 задание «Педагогическая ситуация»
1. Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.
Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся,мама, я удеру и придеру!»
С чем связано подобное явление?
(Подобное явление связано с несовершенством владением грамматическим строем речи. Ребенок может придавать какому-либо новому слову ту форму, которой он уже овладел. Элементы осознанного овладения ребёнком этой формой вызывают детское словотворчество).
2. Дошкольник, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз… и стекла бах… бах… А он упал… и все бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит… Под красный, под красный… А она так и плачет…
Какие особенности речи дошкольников проявились в этом рассказе?
(Дошкольники очень часто говорят короткими и обрывистыми фразами. Они считают, что рассказывают то, что знакомо их собеседнику. Многие детали рассказа они заменяют собственными движениями, дополняют выразительной мимикой и отдельными восклицаниями).
3. Дети 4-5 лет часто употребляют выражения «сотрясение мозгов», «тухлые спички», «обутый-босутый» и т. д.
Какая особенность детской речи проявляется в этих высказываниях?
(У детей 4-5 лет активно развивается фонематический слух, но дифференциация звуков ещё не достаточная. Поэтому они придумывают новые обороты речи и искажают известные им слова).
4 задание «Кроссворд - мнемотехника»
1. Выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака предмета. (Метафора)
2. Способность к творческому воображению, к измышлениям. (Фантазия)
3. Графический чертёж, в котором используются символы для отображения данных об объекте. (Схема)
4. Созвучие концов стихотворных строк. (Рифма)
5. Образец какого-нибудь изделия. (Модель)
6. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). (Текст)
7. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. (Объект)
8. Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме. (Стих)
9. Слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением. (Синоним)
10. Знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. (Символ)
11. Устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. (Фольклор)
12. Оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. (Афоризм)
5 задание «Составь загадку»
Время на подготовку – 3-5 мин.
Составить загадку, соблюдая технологию составления схемы загадок, на тему: «Весна»
6 задание "Составь мнемотаблицу или модель"
Время на подготовку – 5-7 мин.
1. составление мнемотаблицы или модели по рассказу Г. А. Скребицкого
«Грачи прилетели»
2. составление мнемотаблицы или модели по тексту сказки «О весне»,
соблюдая последовательность развития сюжета.
3. составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения
И. Токмаковой «Весна»
4. составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по сюжетной картине
«Случай в весеннем лесу».