МААМ-картинки

Организация деловой игры-квеста «Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника»

Валерия Морозова
Организация деловой игры-квеста «Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

«Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника»

Цель игры :

1. Осознание педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу форми-рования культуры безопасности дошкольников.

2. Закрепить представления воспитателей о современных требованиях и подходах к ор-ганизации работы по формированию культуры безопасности дошкольников на основе программы Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».

Публикация «Организация деловой игры-квеста „Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника“» размещена в разделах

3. Перевести педагогов из уровня «педагог-сомневающийся» на уровень «педагог-умеренный» (педагоги осваивают новшества умеренно, не спешат их внедрять в свою де-ятельность, но в то же время не хотят быть среди последних, включаются в инновацион-ную деятельность, когда новое воспринято большинством или частью коллег).

Игровая модель:

-игровые цели: представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры

«Поезд – Станции» - короткое время для решения проблемы;

- комплект ролей и функции игроков: организатор - «Начальник станции» (старший воспитатель) - объясняет правила, направляет дискуссию, следит за регламентом, обоб-щает итоги; предлагает «Проезжающей группе» вопросы к дискуссии, следит за ней, вы-деляет активных участников, фиксирует результаты; участники игры – «Проезжающие группы» заранее разделены на 2 подгруппы по 3 педагога) (пассажиры 2-ух вагонов). 1-я подгруппа «педагоги-новаторы» - педагоги с ярко выраженным новаторским духом, пер-выми осуществляющими практическую, экспериментальную проверку той или иной ин-новации ДОО, легко подхватывающие появляющиеся инновации; 2-я подгруппа - «педа-гоги-профессионалы» - педагоги положительно воспринимают инновации только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому, Участники выполняют задания на каждой «станции», ведут дискуссию для принятия единого решения, «Стан-ция» - это проблема (задание, решение которой будет предложено каждой группе, а за-тем обобщено «Начальником станции».

-правила игры : проблема обсуждается всеми участниками группы 8 минут, из них 3 ми-нуты на выработку единого мнения, представление общего результата-мнения команды можно делегировать любому члену команды по согласованию. Комментарии и оценку «Начальником экспедиции», нельзя оспаривать. Комментарии и оценку «Начальником станции» нельзя оспаривать.

Задание 1. Карточка-задание «Актуальность проблемы формирования культуры безопас-ности дошкольника». Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме. Достаточно будет осветить следую-щие позиции:

1. Воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования личности

2. Детство – время развития

3. Цель формирования культуры безопасности у дошкольников

4. Способы и средства достижения цели

Образец: сочинение новатора

Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, спо-собными предоставлять угрозу его жизни. Актуальность поиска путей обеспечения без-опасности дошкольников связана, с одной стороны, с появлением новых источников опасностей, с другой- с тенденциями, характерными для развития детской популяции.

Потребность в безопасности-одна из базовых потребностей ребенка, депривация кото-рой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. В силу возраст-ных особенностей дошкольники не могут обеспечить собственную безопасность, но дан-ный период сензитивен для приобщения ребенка к культуре безопасности.

Цель: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющая воз-можность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность са-мостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

Задачи:

-обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осу-ществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетен-ций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуаци-ях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдений норм без-опасного поведения;

-формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаи-моотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;

-развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегу-ляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения её безопасности для себя и окру-жающих;

-развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предви-деть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, разли-чать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;

-развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными спо-собами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля обще-ния в зависимости от ситуации.

Способы и средства достижения цели системно представлены в программе Л. Л. Тимо-феевой «Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет», С-Пб. : Издательство «Детство-Пресс», 2015г по каждой возрастной группе в совместной организованной и самостоятельной деятельности в формах : подгрупповой, коллективной, индивидуальной используются: наблюдения, рассматривание демонстрация наглядных пособий (иллю-страций книг и картинок, предметов, игрушек и др., просмотр мультфильмов и презен-таций на тему безопасности, показ образца и способов деятельности; беседы по про-читанным произведениям, результатам наблюдений, рассказ взрослого или ребенка, си-туативный разговор, объяснение, чтение художественных произведений, упражнения, труд и трудовые поручения, элементарные опыты проектная деятельность, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, развивающие дидактические словесные и настольные игры и другое.

Каждая подгруппа выражает свое отношение.

2. Карточка с информацией из тезауруса «Культура безопасности. Основные поня-тия» (стр. 116 Программы Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»)

Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разно-образие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения зна-ний. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом ха-рактере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, на исполь-зовании знаний и опыта детей, групповой форме организации их деятельности, вовлече-нии в процесс всех органов чувств, на деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Безопасность. 1. Возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня риска. 2. Состояние условий процесса жизнедеятельности, при котором исключе-но нанесение человеку вреда от происшествий.

Информационно-рецептивный метод предполагает передачу знаний в готовом виде с использованием различных источников информации. Главные и нередко единственные психические процессы, задействованные при использовании данного метода, — восприя-тие и память.

Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, спо-собов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода опреде-ляет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.

Детское экспериментирование — практическое выполнение ребенком действий с объ-ектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей.

Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности : мировоззрение (синтез взглядов, ценностных ориентаций, нравственных норм, убеждений и императивов пове-дения); сознание безопасности жизнедеятельности (в бытийно-деятельностной и рефлек-сивно-созерцательной сферах) и самосознание; эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру, природе, людям и самому себе; мышление (диалектическое, вероят-ностное и прогностическое); умение социально-активной сознательной деятельности, направленной на сохранение и безопасность социокультурной среды; культура ответ-ственного безопасного поведения; культура саморазвития.

Культура безопасности. 1. Жизнедеятельность как «вид деятельности человека, осно-ванной на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохране-ние его жизни, здоровья и целостности как в сиюминутном масштабе времени, так и в будущем». 2. Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения без-опасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и обще-ства в этой области.

Культура безопасности жизнедеятельности — феномен, который рассматривается как процесс и результат духовного (когнитивного) и материального (практического) пости-жения человеком и обществом своего места в окружающем мире, направленные на гар-монизацию взаимоотношений Человека — Общества — Природы и развитие Человека во всех его проявлениях (как индивида, субъекта, личности, индивидуальности и универсу-ма). Культура безопасности жизнедеятельности взрослого человека — выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеж-дений, ценностях, обеспечивающих сохранение его жизни и здоровья.

Культура безопасности жизнедеятельности ребенка — совокупность трех компонен-тов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизне-деятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье. Культу-ра безопасности — социальный феномен, входящий в культуру общества в составе куль-туры жизнеобеспечения.

Культура безопасности общества — совокупность элементов культуры, способствую-щих совершенствованию и реализации потенциальных возможностей общества в защите человека, общества и природы от факторов риска.

Культура жизнеобеспечения включает культуру безопасности, экологическую культу-ру, репродуктивную культуру, культуру здоровья, культуру реабилитации, жизни и экс-тремального жизнеобеспечения.

Личность безопасного типа — человек, ориентированный на добро и способный к про-дуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, к за-щите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духов-ных качеств, навыков и умений.

Метод — способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных прие-мов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинен-ных решению конкретной задачи.

Метод проблемного изложения позволяет педагогу учить детей анализировать пробле-мы, учебные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Метод учебного проекта — одна из личностно ориентированных образовательных тех-нологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направлен-ный на решение задач учебного проекта. Данный метод интегрирует проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогически целесооб-разного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации дет-ской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регу-лирующие поведение.

Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения (дидактические методы) — совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Понятие «методы обучения» в дидактике принято от-носить к совместной деятельности педагога и ребенка.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, ил-люстраций; использование ТСО и дидактических пособий и др. Наглядные методы быва-ют непосредственными (наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т. д.) и опо-средованными. Последние основаны на применении изобразительной наглядности (рас-сматривание картин, игрушек, фотографий, иллюстраций и пр., рассказы с опорой на наглядность, просмотр мультфильмов, телепрограмм и пр.). Опосредованные методы ре-комендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познако-миться непосредственно.

Опасность — центральное понятие безопасности жизнедеятельности. Опасность носит скрытый характер; признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функциони-рования органов и систем человека. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Партнер — равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным ува-жением. Антипод партнера — это регламентатор, руководитель, он непосредственно не включен в деятельность, он дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитар-ного стиля.

Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт, длительный или времен-ный, педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Взаимодействие взрослых и детей составляет сущностную характеристику педагогического процесса, является его двигателем.

Практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности, посредством упражнений, в различных играх, инсцениров-ках, проектах, поручениях, тренингах и т. д.

Прием — элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реали-зации или модификации метода.

Принцип — руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо дея-тельности.

Психологическая безопасность — такое состояние, когда обеспечено успешное психи-ческое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его пси-хическому здоровью.

Развивающая образовательная среда — среда, которая способна обеспечивать ком-плекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Развивающая предметная среда (ПРС) — совокупность природных и социальных куль-турных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становле-ния его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. Она должна объективно — через свое содержание и свойства — создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершен-ствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Развивающее образовательное пространство — специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории раз-вития и взросления личности. Оно позволяет детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, педагогам — созда-вать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте.

Репродуктивный метод предполагает передачу «готовых» знаний, сопровождающуюся объяснением, многократным повторением информации педагогом, и требует их осозна-ния, понимания ребенком. Критерием качества образовательного процесса становится правильное воспроизведение (репродукция) детьми изученного материала. Преимуще-ством данного метода можно признать возможность передачи больших объемов знаний в ситуации, когда обучаемые не владеют методами самостоятельного «добывания» знания. Главный недостаток репродуктивного метода — его низкий развивающий потенциал, за-ведомо пассивная позиция ребенка.

Самостоятельная деятельность — свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметной развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстни-ками или действовать индивидуально.

Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, пере-дачи информации. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего до-школьного возраста показ заменяется объяснением, чаще используются рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр.

Совместная деятельность взрослых и детей — деятельность двух и более участников образовательных отношений (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности.

Среда (обогащенная) предполагает единство социальных и предметных средств обеспе-чения разнообразной деятельности ребенка.

Среда (предметная) — система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, по-собиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда (развивающая предметная) — система материальных объектов деятельности ре-бенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Средство обучения — то, с помощью чего, посредством чего осуществляются деятель-ность и действия. Среди них выделяют прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. В отличие от мето-дов обучения, реализуемых в деятельности педагога, средства обучения могут влиять непосредственно на ребенка (вне деятельности педагога, без педагога).

Стиль педагогического общения — совокупность индивидуальных особенностей, спо-собов и характера осуществления педагогического взаимодействия, он может складывать-ся на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, друже-ского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания и т. д.

Стиль поведения — совокупность норм, правил поведения, присущих данному индиви-ду в зависимости от его нравственных, эстетических, политических, профессиональных взглядов, интересов, установок, его жизненных позиций.

Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом ор-ганизуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования — освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Игры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группеИгры — путешествия по дорожкам из мела или организация работы по формированию основ безопасности на дороге в младшей группе Уважаемые коллеги! Организовать для детей дошкольного возраста интересную познавательную и одновременно творческую деятельность по формированию.

Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни»Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сценарий деловой игры для педагогов «Интеллектуалочка» Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем вам принять участие в деловой игре «интеллектуалочка», чтобы активизировать вашу мыслительную.

Сценарий деловой игры по профориентации «Калейдоскоп профессий» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 18 «Рябинушка» Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деловой игры-квеста «Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника»
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 11:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация деловой игры-квеста «Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД