Валерия Морозова
Организация деловой игры-квеста «Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника»
«Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника»
Цель игры :
1. Осознание педагогами необходимости получения системы знаний по вопросу форми-рования культуры безопасности дошкольников.
2. Закрепить представления воспитателей о современных требованиях и подходах к ор-ганизации работы по формированию культуры безопасности дошкольников на основе программы Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет».
Публикация «Организация деловой игры-квеста „Актуальность проблемы формирования культуры безопасности дошкольника“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Квест-игры
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Перевести педагогов из уровня «педагог-сомневающийся» на уровень «педагог-умеренный» (педагоги осваивают новшества умеренно, не спешат их внедрять в свою де-ятельность, но в то же время не хотят быть среди последних, включаются в инновацион-ную деятельность, когда новое воспринято большинством или частью коллег).
Игровая модель:
-игровые цели: представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры
«Поезд – Станции» - короткое время для решения проблемы;
- комплект ролей и функции игроков: организатор - «Начальник станции» (старший воспитатель) - объясняет правила, направляет дискуссию, следит за регламентом, обоб-щает итоги; предлагает «Проезжающей группе» вопросы к дискуссии, следит за ней, вы-деляет активных участников, фиксирует результаты; участники игры – «Проезжающие группы» заранее разделены на 2 подгруппы по 3 педагога) (пассажиры 2-ух вагонов). 1-я подгруппа «педагоги-новаторы» - педагоги с ярко выраженным новаторским духом, пер-выми осуществляющими практическую, экспериментальную проверку той или иной ин-новации ДОО, легко подхватывающие появляющиеся инновации; 2-я подгруппа - «педа-гоги-профессионалы» - педагоги положительно воспринимают инновации только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому, Участники выполняют задания на каждой «станции», ведут дискуссию для принятия единого решения, «Стан-ция» - это проблема (задание, решение которой будет предложено каждой группе, а за-тем обобщено «Начальником станции».
-правила игры : проблема обсуждается всеми участниками группы 8 минут, из них 3 ми-нуты на выработку единого мнения, представление общего результата-мнения команды можно делегировать любому члену команды по согласованию. Комментарии и оценку «Начальником экспедиции», нельзя оспаривать. Комментарии и оценку «Начальником станции» нельзя оспаривать.
Задание 1. Карточка-задание «Актуальность проблемы формирования культуры безопас-ности дошкольника». Здесь можете быть настолько субъективны, насколько хотите. У вас нет задачи осветить тему целиком. Вы не претендуете на мнение в последней инстанции. Это только ваши соображения по конкретной теме. Достаточно будет осветить следую-щие позиции:
1. Воспитание культуры безопасности является педагогической составляющей процесса формирования личности
2. Детство – время развития
3. Цель формирования культуры безопасности у дошкольников
4. Способы и средства достижения цели
Образец: сочинение новатора
Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, спо-собными предоставлять угрозу его жизни. Актуальность поиска путей обеспечения без-опасности дошкольников связана, с одной стороны, с появлением новых источников опасностей, с другой- с тенденциями, характерными для развития детской популяции.
Потребность в безопасности-одна из базовых потребностей ребенка, депривация кото-рой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие. В силу возраст-ных особенностей дошкольники не могут обеспечить собственную безопасность, но дан-ный период сензитивен для приобщения ребенка к культуре безопасности.
Цель: формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющая воз-можность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность са-мостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни, неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.
Задачи:
-обеспечение овладения ребенком основными культурными способами безопасного осу-ществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетен-ций, необходимых для определения тактики безопасного поведения в различных ситуаци-ях, развитие способности выбирать себе род занятий с учетом соблюдений норм без-опасного поведения;
-формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаи-моотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
-развитие мотивации к безопасной деятельности, способности осуществлять саморегу-ляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения её безопасности для себя и окру-жающих;
-развитие воображения, прогностических способностей, формирование умения предви-деть возникновение потенциально опасных ситуаций, их возможные последствия, разли-чать игровую (виртуальную) и реальную ситуации;
-развитие коммуникативных способностей, помощь в овладении конструктивными спо-собами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля обще-ния в зависимости от ситуации.
Способы и средства достижения цели системно представлены в программе Л. Л. Тимо-феевой «Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет», С-Пб. : Издательство «Детство-Пресс», 2015г по каждой возрастной группе в совместной организованной и самостоятельной деятельности в формах : подгрупповой, коллективной, индивидуальной используются: наблюдения, рассматривание демонстрация наглядных пособий (иллю-страций книг и картинок, предметов, игрушек и др., просмотр мультфильмов и презен-таций на тему безопасности, показ образца и способов деятельности; беседы по про-читанным произведениям, результатам наблюдений, рассказ взрослого или ребенка, си-туативный разговор, объяснение, чтение художественных произведений, упражнения, труд и трудовые поручения, элементарные опыты проектная деятельность, проблемные ситуации, сюжетно-ролевые игры, развивающие дидактические словесные и настольные игры и другое.
Каждая подгруппа выражает свое отношение.
2. Карточка с информацией из тезауруса «Культура безопасности. Основные поня-тия» (стр. 116 Программы Л. Л. Тимофеевой «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет»)
Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разно-образие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения зна-ний. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом ха-рактере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, на исполь-зовании знаний и опыта детей, групповой форме организации их деятельности, вовлече-нии в процесс всех органов чувств, на деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Безопасность. 1. Возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня риска. 2. Состояние условий процесса жизнедеятельности, при котором исключе-но нанесение человеку вреда от происшествий.
Информационно-рецептивный метод предполагает передачу знаний в готовом виде с использованием различных источников информации. Главные и нередко единственные психические процессы, задействованные при использовании данного метода, — восприя-тие и память.
Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, спо-собов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода опреде-ляет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.
Детское экспериментирование — практическое выполнение ребенком действий с объ-ектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей.
Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности : мировоззрение (синтез взглядов, ценностных ориентаций, нравственных норм, убеждений и императивов пове-дения); сознание безопасности жизнедеятельности (в бытийно-деятельностной и рефлек-сивно-созерцательной сферах) и самосознание; эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру, природе, людям и самому себе; мышление (диалектическое, вероят-ностное и прогностическое); умение социально-активной сознательной деятельности, направленной на сохранение и безопасность социокультурной среды; культура ответ-ственного безопасного поведения; культура саморазвития.
Культура безопасности. 1. Жизнедеятельность как «вид деятельности человека, осно-ванной на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохране-ние его жизни, здоровья и целостности как в сиюминутном масштабе времени, так и в будущем». 2. Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения без-опасности; результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и обще-ства в этой области.
Культура безопасности жизнедеятельности — феномен, который рассматривается как процесс и результат духовного (когнитивного) и материального (практического) пости-жения человеком и обществом своего места в окружающем мире, направленные на гар-монизацию взаимоотношений Человека — Общества — Природы и развитие Человека во всех его проявлениях (как индивида, субъекта, личности, индивидуальности и универсу-ма). Культура безопасности жизнедеятельности взрослого человека — выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеж-дений, ценностях, обеспечивающих сохранение его жизни и здоровья.
Культура безопасности жизнедеятельности ребенка — совокупность трех компонен-тов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизне-деятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье. Культу-ра безопасности — социальный феномен, входящий в культуру общества в составе куль-туры жизнеобеспечения.
Культура безопасности общества — совокупность элементов культуры, способствую-щих совершенствованию и реализации потенциальных возможностей общества в защите человека, общества и природы от факторов риска.
Культура жизнеобеспечения включает культуру безопасности, экологическую культу-ру, репродуктивную культуру, культуру здоровья, культуру реабилитации, жизни и экс-тремального жизнеобеспечения.
Личность безопасного типа — человек, ориентированный на добро и способный к про-дуктивной деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, к за-щите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духов-ных качеств, навыков и умений.
Метод — способ действия, деятельности; совокупность относительно однородных прие-мов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинен-ных решению конкретной задачи.
Метод проблемного изложения позволяет педагогу учить детей анализировать пробле-мы, учебные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь.
Метод учебного проекта — одна из личностно ориентированных образовательных тех-нологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направлен-ный на решение задач учебного проекта. Данный метод интегрирует проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогически целесооб-разного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации дет-ской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регу-лирующие поведение.
Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения (дидактические методы) — совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Понятие «методы обучения» в дидактике принято от-носить к совместной деятельности педагога и ребенка.
Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, ил-люстраций; использование ТСО и дидактических пособий и др. Наглядные методы быва-ют непосредственными (наблюдение, экскурсия, осмотр, рассматривание и т. д.) и опо-средованными. Последние основаны на применении изобразительной наглядности (рас-сматривание картин, игрушек, фотографий, иллюстраций и пр., рассказы с опорой на наглядность, просмотр мультфильмов, телепрограмм и пр.). Опосредованные методы ре-комендуется использовать тогда, когда с объектами и предметами невозможно познако-миться непосредственно.
Опасность — центральное понятие безопасности жизнедеятельности. Опасность носит скрытый характер; признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни, возможность нанесения ущерба здоровью, нарушение условий нормального функциони-рования органов и систем человека. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Партнер — равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным ува-жением. Антипод партнера — это регламентатор, руководитель, он непосредственно не включен в деятельность, он дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитар-ного стиля.
Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт, длительный или времен-ный, педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Взаимодействие взрослых и детей составляет сущностную характеристику педагогического процесса, является его двигателем.
Практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности, посредством упражнений, в различных играх, инсцениров-ках, проектах, поручениях, тренингах и т. д.
Прием — элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реали-зации или модификации метода.
Принцип — руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо дея-тельности.
Психологическая безопасность — такое состояние, когда обеспечено успешное психи-ческое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его пси-хическому здоровью.
Развивающая образовательная среда — среда, которая способна обеспечивать ком-плекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Развивающая предметная среда (ПРС) — совокупность природных и социальных куль-турных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становле-ния его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. Она должна объективно — через свое содержание и свойства — создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершен-ствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.
Развивающее образовательное пространство — специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории раз-вития и взросления личности. Оно позволяет детям самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами, педагогам — созда-вать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте.
Репродуктивный метод предполагает передачу «готовых» знаний, сопровождающуюся объяснением, многократным повторением информации педагогом, и требует их осозна-ния, понимания ребенком. Критерием качества образовательного процесса становится правильное воспроизведение (репродукция) детьми изученного материала. Преимуще-ством данного метода можно признать возможность передачи больших объемов знаний в ситуации, когда обучаемые не владеют методами самостоятельного «добывания» знания. Главный недостаток репродуктивного метода — его низкий развивающий потенциал, за-ведомо пассивная позиция ребенка.
Самостоятельная деятельность — свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметной развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстни-ками или действовать индивидуально.
Словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, пере-дачи информации. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего до-школьного возраста показ заменяется объяснением, чаще используются рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность, словесные дидактические игры и пр.
Совместная деятельность взрослых и детей — деятельность двух и более участников образовательных отношений (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности.
Среда (обогащенная) предполагает единство социальных и предметных средств обеспе-чения разнообразной деятельности ребенка.
Среда (предметная) — система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, по-собиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда (развивающая предметная) — система материальных объектов деятельности ре-бенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Средство обучения — то, с помощью чего, посредством чего осуществляются деятель-ность и действия. Среди них выделяют прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. В отличие от мето-дов обучения, реализуемых в деятельности педагога, средства обучения могут влиять непосредственно на ребенка (вне деятельности педагога, без педагога).
Стиль педагогического общения — совокупность индивидуальных особенностей, спо-собов и характера осуществления педагогического взаимодействия, он может складывать-ся на различных основах: увлеченности совместной творческой деятельностью, друже-ского расположения, дистанции, устрашения, заигрывания и т. д.
Стиль поведения — совокупность норм, правил поведения, присущих данному индиви-ду в зависимости от его нравственных, эстетических, политических, профессиональных взглядов, интересов, установок, его жизненных позиций.
Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом ор-ганизуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования — освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.