Оксана Жолобова
Деловая игра «Культура речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для студентов, проходивших практику
на базе ДОУ № 38 «Колобок» г. Туапсе
«Культура речи педагога как компонент педагогической компетентности»
Цель: повышение культуры речи будущих педагогов, как компонента педагогического мастерства.
Задачи:
• способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов - практикантов;
Темочки:
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
• уточнить и закрепить знания приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь воспитанников;
• совершенствовать умение студентов - практикантов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.
Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги, мы, педагоги, постоянно находимся под пристальным вниманием, в деятельном контакте не только с нашими воспитанниками и их родителями, но и с другими людьми. Педагог – это не профессия, а образ жизни. И речевая грамотность – отнюдь не личное дело каждого педагога, а его основное качество. И мы обязаны работать над повышением своей культуры, в том числе и речевой. Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Языку мы учимся и должны учиться на протяжении всей своей жизни».
- А как же мы можем повышать свою педагогическую компетентность?
Предполагаемые ответы.
Слайд 2. Совершенно верно, и сегодня наше мероприятие я предлагаю провести в форме деловой игры.
Необходимо разделиться на две команды.
Слайд 3. Речь педагога является образцом для наших воспитанников. Поэтому к ней предъявляются высокие требования:
Правильность - соблюдение орфоэпических норм – правила литературного произношения.
Логичность – умение связного высказывания.
Точность – точное употребление слов.
Богатство – богатый лексический запас, с целью выражения информации.
Чистота – недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, хорошая дикция.
Уместность – соблюдение правил речевого этикета.
И, конечно, умелое использование невербальных средств общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Давайте начнём нашу игру с разминки (выполнение заданий).
Слайд 4. Задание «Вспомним русские народные сказки» (команды отвечают по очереди).
1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
4. Кто сломал теремок? (Медведь.)
5. Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост).
6. Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
7. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
8. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
9. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
10. Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
(Слайд 5) Задание «Доскажите пословицу» (команды отвечают по очереди).
1. Дела не голуби, не разлетятся.
2. Не спеши языком, спеши делом.
3. Больше узнаешь — сильнее станешь.
4. Друга ищи, а найдешь — береги.
5. Кто много читает, тот много знает.
6. Дело не в названии, а в содержании.
7. Делая зло, на добро не надейся.
8. Сначала подумай, потом … (говори).
9. Сумел взять – умей (отдать).
10. О дереве судят по плодам, а о человеке по ….(делам)
Задание «Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее» (команды отвечают по очереди).
(Слайд 6) Пояснение. Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.
В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь, поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите?» Однако допустим и вопрос «Вы сходите на следующей остановке?» поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.
Слайд 7. В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок: орфоэпические; грамматические; семантические (лексические).
Задание. Каждой команде предлагается задание (одинаковое для обеих команд) «Произнесите слова правильно», дается время для ответов.
Слайд 8. Ответы, проверка задания.
Задание. Каждой команде предлагается задание (одинаковое для обеих команд) «Поставьте ударение в слове», дается время для ответов.
Слайд 9. Ответы, проверка задания.
Ударение в русском языке подвижное, и часто требуется просто запомнить, как правильно произносить слова. Примеры стихотворений для запоминания ударения в словах предлагаются в буклетах.
Слайд 10. Физминутка: Игра «Волшебный словарь».
Цель: упражнение в высказывании комплимента другим. (5 мин)
Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём словарь по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого он остался, говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «коллеге». Тот «человек», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!
Слайд 11. Одеть или надеть. Надевать - одевать. Одеть можно кого-то, а надеть что-то! Первый глагол всегда сочетается с предметами одушевлёнными, а второй – с неодушевлёнными.
Слайд 12. Недопустимо говорить «ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи».
Задание. Каждой команде предлагается задание (одинаковое для обеих команд) «Окончания имён существительных во множественном», дается время для ответов.
(Слайд 13) Ответы, проверка задания.
Задание. Каждой команде предлагается задание (одинаковое для обеих команд) «Определите род существительных», дается время для ответов.
(Слайд 14) Ответы, проверка задания.
(Слайд 15) Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Эти ошибки проявляются:
1. В неточном употреблении лексического значения слов;
2. В нарушении лексической сочетаемости;
3. В тавтологии.
(Слайд 16) Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если он слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о» мОлОко, кОрова, ОгОрод, или «якающий» («нЯмного» вместо «немного», или «гекающий» Галя, магазин, погода, то и сам станет так же говорить. Поэтому педагогам необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.
(Слайд 17) Рефлексия
(Слайд 18) Спасибо за внимание!