Оксана Плашкина
Деловая игра как средство повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения
За последние десятилетия общество претерпело ряд трансформаций, что привело к качественным переменам в различных сферах жизни. Специфика социально-экономического развития России на современном этапе сопровождается ускорением ритма жизни, ухудшением экологии, увеличением объема передачи, развитием информационных технологий, экономическими кризисами, снижением уровня жизни. Все это оказывает отрицательное влияние на здоровье людей. Опираясь на социологические исследования последних лет, проведенные Институтом социологии РАН, можно сказать, что проблема «здоровьесбережения» для россиян входит в число базовых элементов «русской мечты» как образа желаемого будущего для общества в целом и для себя лично, что указывает на явный недостаток «здоровья» в системе ценностей россиян. Здоровье населения является на сегодняшний день хуже (по сравнению с показателями европейских стран). Особенно этот вопрос касается подрастающего поколения, поскольку данная категория граждан является будущим страны.
Публикация «Деловая игра как средство повышения компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Темочки
Анализ заболеваемости дошкольников за последние три года, проведенный Департаментом здравоохранения, позволяет сказать, что в пятерку наиболее распространенных заболеваний в детском возрасте входят болезни органов дыхания, пищеварения, зрения и кожи, травмы и отравления. Так хронические заболевания уже на дошкольном этапе характерны для 20% детей, около 50% имеют нарушения опорно-двигательной системы, 25% имеют заболевания носоглотки, нарушения работы сердечно-сосудистой системы, 10-20% аллергические реакции и около 40% детей страдают невротическими расстройствами.
Большую роль в соблюдении здорового образа жизни играет семья. Ребенок дошкольного возраста чрезвычайно подражателен и если его родители следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке выработанной годами.
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
НО, готовы ли родители к формированию у детей здорового образа жизни? И как повысить здоровьесберегающую компетентность родителей?
Перед нами педагогами ставится множество задач при организации работы в этом направлении:
• повышение педагогической культуры родителей;
• изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
• вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары;
• просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье;
• включение родителей в воспитательно- образовательный процесс.
Работа с родителями в ДОУ разноплановая и она осуществляется по нескольким направлениям:
• анкетирование;
• информирование о результатах наблюдения за детьми в разных формах организации физического воспитания в ДОУ;
• Беседы с детьми и родителями
• оформление стендов («Здоровые дети», «Физкульт-ура!»);
• выпуск стенгазет «Мама, папа, я – спортивная семья»;
• рекомендации родителям по различным аспектам ЗОЖ;
• фоторепортажи о совместной физкультурно-спортивной деятельности (праздники, досуги, походы, дни здоровья);
• консультации для родителей;
• семинары- практикумы;
• круглые столы;
• беседы;
• дискуссии;
• устные журналы.
• индивидуальная работа с родителями
• совместные с родителями физкультурные занятия;
• обучение родителей проведению подвижных игр;
• показ отдельных элементов спортивных упражнений и спортивных игр.
• участие совместных спортивных праздниках и досугах; и др.
Одной из эффективной и современной формой работы с родителями по повышению компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения, на наш взгляд, является деловая игра.
Деловую игру мы решили провести в форме «брейн-ринга» между командами родителей двух старших групп. Под фонограмму песни А-Студио «Весёлая зарядка» ведущий предложил всем присутствующим выполнить несколько разминочных движений. Командам было предложено ответить на ряд вопросов связанных со здоровьесбережением дошкольников, составить из вырезанных слов пословицу о здоровье поделиться опытом пропаганды здорового образа жизни в семье, представляя свою стенгазету «Мама, папа, я – спортивная семья», разгадать кроссворд, поучаствовать в мастер-классе «Формирование правильной осанки у дошкольников». Встреча закончилась флешмобом «Дружно, вместе с оптимизмом за здоровый образ жизни». Энергичные танцевальные упражнения стали по настоящему зарядом бодрости и отличного настроения для всех родителей и педагогов. Надеемся, что такая форма приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни станет доброй традицией в нашем детском саду.