Надежда Валентиновна Щуклова
Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Систематизация знаний, умений и навыков педагогов дополнительного образования в образовательной области «Речевое развитие».
Задачи:
• активизировать мыслительную и познавательную деятельность педагогов;
• раскрыть личностный потенциал педагогов;
• развить чувство работы в коллективе.
Участники: педагоги дополнительного образования
Публикация «Деловая игра для педагогов „Словесная мозаика“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
Реквизит: бумага, карандаши, слоговые таблицы, текст с неправильной разбивкой слов.
Ход деловой игры.
1. Мотивационно-организационный этап.
Подготовительная работа:
• На доске вывешиваются названия конкурсов для команд.
• Фишки двух цветов для обозначения команды победившей в том или ином конкурсе.
• Задания для каждого конкурса по числу команд.
• Выбирается жюри из членов коллектива.
2. Содержательный этап.
Конкурс «Блиц».
Задание. За 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
1. Чем отличается звук от буквы.
2. На что похожа буква «В»?
3. Сколько букв в слове «деньги»?
4. Сколько дней в неделе?
5. Что курицу не учит?
6. Какая бывает ручка?
7. Что может быть широким?
8. У кого глаза велики?
9. Зачем слону хобот?
10. Поделите на слоги слово «парикмахерская».
11. Подберите рифму к слову «мак».
12. Измените по образцу: много домов – один …., много манжет - (одна манжета).
2 команда.
1. Назовите всегда твердый согласный звук («ж»).
2. Назовите зимние месяцы.
3. Сколько ног у курицы?
4. Чем покрыта рыба?
5. Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна - …
6. Назовите город РФ.
7. Что всему голова? (хлеб).
8. Назовите слово из 5 слогов (милиционер).
9. Сколько звуков в слове «пульт».
10. Назовите наоборот слово «дорога».
11. Объясните значение слова «пароход».
12. Зачем обезьяне длинный хвост?
Конкурс «Собери слово».
Задание. За 1 минуту каждая команда должна по предложенным слоговым таблицам составить как можно больше слов. Таблицы одинаковые.
Конкурс «Самый догадливый».
Задание. Командам предлагается карточка, на которой указаны три предмета. За 2 минуту необходимо ответить, где и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 5 ответов.
Слова : кнопка, гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло.
Конкурс «Самый внимательный».
Задание. Командам необходимо выбрать из трех слов два слова – «неприятеля».
Выигрывает команда быстрее выполнившая 15 заданий.
1 команда.
1. Друг, подруга, враг.
2. Ночь, сутки, день.
3. Радость, счастье, печаль.
4. Поднимать, опускать, брать.
5. Давать, продавать, брать.
6. Покупать, продавать, отдавать.
7. Говорить, идти, молчать.
8. Короткий, маленький, длинный.
9. Пожилой, взрослый, молодой.
10. Рыжий, лысый, волосатый.
11. Твердый, жидкий, мягкий.
12. Вдох, дыхание, выдох.
13. Юг, запад, север.
14. Старый, грязный, новый.
15. Много, чуть-чуть, мало.
2 команда.
1. Высокий, большой, низкий.
2. Короткий, огромный, длинный,
3. Хороший, светлый, плохой.
4. Глубокий, низкий, мелкий.
5. Пасмурный, дождливый, солнечный.
6. Черный, красный, белый.
7. Бежать, лежать, стоять.
8. Наливать, плескать, выливать.
9. Широкий, маленький, узкий.
10. Тусклый, бледный, яркий.
11. Мириться, улыбаться, ссориться.
12. Зима, осень, лето.
13. Сухой, высохший, мокрый.
14. Восход, заря, заход.
15. Острый, заточенный, тупой.
Конкурс «Закончи предложение».
Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.
1 команда.
1. Земля покрыта снегом, как….
2. Лед блестит у берега, как …
3. Волны вздымаются, как…
4. Солнце нещадно палит, как…
5. Заря полыхает, как….
6. Дверь в комнате скрипит, как …
7. Дети в группе галдят, как …
8. Девушка на обложке выглядит, как …
9. Мальчик плывет, как …
10. Мокрое платье выглядит, как …
2 команда.
1. Туман стелется над озером, как …
2. Дождинки текут по лицу, как …
3. Малыши прыгают по траве, как …
4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …
5. Балерина на сцене кружится, как …
6. Мысль в моей голове засела, как …
7. Человек подошел тихо, как …
8. Ветер завывает за окном, как …
9. На улице темно, как …
10. Девчонки порхают по группе, как …
Конкурс «Объяснялки».
Задание. Командам необходимо объяснить смысл слов в словосочетаниях.
1 команда
Прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; спящая овсянка, сладкая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; меткая стрела, стрела амура.
2 команда.
Больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка; скрипичный ключ, холодный ключ; болтливый язык, кожаный язык; стеклянное горлышко, больное горлышко; настольные часы, последние часы.
Конкурс «Скороговорка».
Задание. Командам необходимо произнести 5 скороговорок. Выигрывает команда, безошибочно произнёсшая все скороговорки.
1 команда
• На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
• У Сени и Сани в сенях сом с усами.
• У ежа — ежата, у ужа — ужата.
• Водовоз вез воду из-под водопровода.
• Ткёт ткач ткани на платки Тане.
2 команда
• Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
• Саша шапкой шишку сшиб.
• Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
• У перепелa и перепелки пять перепелят.
• Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
Конкурс «Поэт».
Задание. Командам за 1 минуту придумать загадки к словам.
1 команда.
Дождь, человек, ночь.
2 команда.
Пень, печка, ложка.
Конкурс «Грамотеи».
Задание. Командам предлагается текст с неправильной разбивкой на слова. За 1 минуты необходимо восстановить текст.
1 команда.
Беж итчере злеснуюп оляну ёжик. Осень юу ежей малодо бычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки свилисьсколь зкиез мейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сен ниедни готов итхлопот ливыйе жи к жили щеназиму.
2 команда.
Ночь юиднем таскаетон внорум ягкиймо х, души стыелис точки. При дё тзима. На кроет снегомнор углубок ийсугроб. Подпушисты модеял омтепл оему. Буд етспа тьдове с ны.
Конкурс «Лишняя буква».
Задание. Командам предлагается текст. Необходимо за 1 минуту зачеркнуть лишние буквы между словами, прочесть правильный текст.
1 команда.
Канительюмакросназываласьяртуваметаллическаямиркаснитьерба.
Мастералбоссвытягивалинучиканительеизбунлаараскаленнойгурпапроволоки.
Канительимыприменяласьяквурукоделимати.
2 команда.
Вытягиватьисакметаллическуюрмбарунитьиакувышиватьютееюмавыбылотиноченьяреструдного.
Этомигабыласыбукропотливаямикнаработана, монаритребовалакепумногорытувременисум. Немолкаждыйчутомогирсправитьсязосапорученнойфывработой.
Конкурс «Театр».
Задание. Командам необходимо повторить предложения с различной интонацией, изменяя логическое ударение, темп, силу голоса.
• Осенью падают разноцветные листья.
• У моря дует холодный ветер.
• Давай поиграем в футбол.
• Пруд покрылся льдом.
• Птички радуются тёплому ясному утру.
• Какие чудесные грибы под деревьями.
3. Заключительный этап.
Уважаемые коллеги, игра закончена. Мы вспомнили правила словообразования, сравнения, слова-«неприятели», работали в командах, придумывали загадки. Многие из заданий вы сможете проводить с дошкольниками. Это обогатит их лексический словарь, будет способствовать развитию дикции, формированию слогового анализа.
• Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является
опыт - похлопайте в ладоши;
• Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем
теоретическая - потопайте ногами;
• Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения
-дотроньтесь до кончика носа;
• Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети - кивните головой;
• Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов - помашите рукой;
• Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны - закройте глаза;
• Если вам нравиться обучаться и быть учеником - улыбнитесь.
Подведение итогов. Слово членам жюри.