Ирина Лебедева
Деловая игра для педагогов для повышения профессиональной компетентности педагогов по ООП
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ООП
Задачи: углубить знания педагогов ДОУ об основной образовательной программе и рабочих программах, дать общую характеристику разделов программ; активизировать интеллектуально творческую, культурологическую и профессиональную компетенцию педагогов; выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Развивать личностные качеств педагогов, таких как: профессиональная мобильность (способность к изменениям, креативность, стимулирует поиск, творческую исследовательскую деятельность воспитателей.
Публикация «Деловая игра для педагогов для повышения профессиональной компетентности педагогов по ООП» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая – «вы хорошо ориентируетесь в теме», красная – «вам необходимо обратить внимание на основные положения документа».
Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку. Наше общение будет проходить в игровой форме. Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Участникам раздаются отличительные знаки (первой команде - красные шарфики, второй команде - голубые шарфики). Также нам нужно выбрать экспертную группу, которая будет оценивать выполнение каждого задания. Остальные участники нашего мероприятия тоже будут активно нам помогать: у вас в руках по две «ладошки» красного и зелёного цвета. При правильном ответе команды вы будете поднимать зелёную ладошку, при неправильном, соответственно - красную.
Форма проведения: смешанная: деловая игра, методический театр.
Ход
«Интеллектуально-творческая разминка», которая пройдет под девизом: «Ищем, думаем, дерзаем, на вопросы отвечаем»
Вопросы 1 команде: Расшифруйте аббревиатуру:
- ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования)
- РППС (Развивающая Предметно-Пространственная Среда)
-ООП ДОУ (Основная Образовательная Программа Дошкольного Образовательного учреждения)
- ПИД (Познавательно-Исследовательская Деятельность)
- КГН (Культурно-Гигиенические Навыки)
- ОВЗ (Особые Возможности Здоровья)
Вопросы 2 команде: Расшифруйте аббревиатуру:
- ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)
- АООП ДОУ (Адаптированная основная образовательная программа Дошкольного Образовательного Учреждения)
- ИКТ (Информационно-Коммуникационные Технологии)
- СОТ (Современные Образовательные Технологии)
- ЗОЖ (Здоровый Образ Жизни)
- ТНР (Тяжелое Нарушение Речи)
1 тур игры «Программа ДОУ»
Внимание на экран! Перед вами будут появляться вопросы, на которые вы должны будете ответить. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы:
1. Как в Стандарте ДО определена Программа?
а) программа обучения детей;
б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации;
в) программа воспитания и обучения детей.
2. Как называются программы нашего образовательного учреждения?
Ответ:
А) Основная образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому и физическому развитию детей.
Б) Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ (ТНР)
3. Назовите, что не является основным разделом Программы:
а) целевой;
б) установочный;
в) содержательный;
г) организационный.
Ответ:
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
4. Что отображает каждый раздел?
Целевой:
• Пояснительная записка должна раскрывать:
• Цели и задачи реализации Программы;
• Принципы и подходы к формированию Программы;
• Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
• Планируемые результаты освоения Программы
Содержательный:
• Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
• Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
• Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
• Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• Способы и направления поддержки детской инициативы;
• Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
• Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Организационный:
• описание материально-технического обеспечения Программы,
• обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
• режим дня,
• особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
• особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
5. Восстановите правильную структуру документа ООП:
2) требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
1) общие положения;
4) требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования;
3) требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Перед заданием № 5 прочитать:
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно (участниками образовательных отношений) Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.
6. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой участниками процесса:
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%.
Ответ: Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
7. Назовите, какие направление работы включены в часть формируемой участниками образовательных отношений нашей ООП?
Ответ:
1. Физкультурно-оздоровительная работа по профилактике плоскостопия «Здоровейка»
2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Все направления реализуются в ходе всех пяти образовательных областей
8. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
9. На что нацелен Стандарт ДО?
]а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.
10. На что направлена педагогическая диагностика (мониторинг?
а) индивидуализация образования;
б) итоговая диагностика к школе;
в) оптимизация работы с группой детей.
2 тур игры «Образовательные области»
1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?
а) 3;
б) 5;
в) 10.
2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
(познавательное развитие)
3. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
4. Соотнести цели обучения в соответствии с образовательными областями
Физическое развитие.
Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие
Охрана здоровья детей и формирование культуры здоровья. Развитие физических качеств.
Накопление и обогащение двигательного опыта.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности, физическом совершенствовании.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Социально-коммуникативное развитие
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений (через игровую деятельность)
Формирование положительного отношения к труду. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Развитие игровой деятельности.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным).
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Развитие трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и его результатам.
Познавательное развитие
Развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Сенсорное развитие.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Формирование Элементарных Математических Представлений.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Речевое развитие
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Практическое освоение норм речи.
Формирование целостной картины мира, в т. ч. первичных ценностных представлений, развитие литературной речи. Приобщение к словесному искусству.
Художественно – эстетическое развитие
Формирование эстетического восприятия окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Развитие детского творчества.
Приобщение к изобразительному искусству.
Развитие продуктивной деятельности детей.
Приобщение к музыкальному искусству.
3 тур игры «Виды детской деятельности»
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
В каждом возрасте существуют ведущие, основные виды деятельности– как сквозные механизмы развития детей.
1. Назовите ВВД в младенческом возрасте
Ответ: в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
2. Назовите ВВД в раннем возрасте:
Ответ: в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
3. Перечислите виды детской деятельности для детей 3-8 лет?
Ответ:
1. Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
2. Познавательно – исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
3. Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,
4. Двигательная деятельность (овладение основными движениями)
5. Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность (в помещении и на улице)
6. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
7. Конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал)
8. Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
9. Восприятие художественной литературы и фольклора
4. Какие виды детской деятельности относятся к ОО Художественно-эстетическое развитие (для всех):
Ответ:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальное восприятие;
• Восприятие художественной литературы.
3. Отнесите формы организации к видам деятельности (обеим командам)
Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, знакомство с искусством, музыкальная деятельность, восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения
Конструирование: моделирование, продуктивная деятельность
Восприятие художественной литературы: обогащение читательского опыта, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, реализация проектов
4 тур игры «Чудеса находчивости»
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Ещё В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Вы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству:
«Во время первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган.»
Сейчас вам предлагается проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми – это технология ТРИЗ.
Задание «Цепочка»
Вам необходимо выстроить цепочку противоречий.
Например: Есть шоколад – это хорошо, вкусно, но может заболеть живот.
Живот болит – это хорошо, можно остаться дома и не ходить в детский сад. Сидеть дома – плохо, скучно, на улицу не пускают.
На улицу не пускают –это хорошо, можно в гости пригласить друзей.
Каждой команде необходимо продолжить фразу.
Задание обеим командам:
- Работать в детском саду – хорошо, так как, но…
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания по теме ФГОС, ООП, содержательный раздел программы (пять образовательных областей, вспомнили виды детской деятельности, в которых усваивается содержание программы
Рефлексия: Наша сегодняшняя игра закончена, благодарю вас, коллеги, за активность, творчество, проявленный профессионализм. И, сейчас мы просим оценить результат этой работы: у вас в руках смайлики, на которых нарисованы только глазки.
Ваша задача- нарисовать улыбку, если вы взяли с этого семинара что-то новое, интересное. Если вам это всё известно, то рисуйте прямую линию рта, сдержанную;
А если вы чем-то недовольны или что-то не понравилось, нарисуйте грустную улыбку. Все смайлики прошу выложить вот на этот стенд.
Любое ваше мнение для нас интересно! Спасибо всем за работу!