Зимфира Мухаметкулова
Деловая игра «Что? Где? Когда?» основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа не должна вносить резкого перелома
в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений».
В. А. Сухомлинский
Районное методическое объединение для воспитателей старших и подготовительных групп
Деловая игра «Что? Где? Когда? на тему:
Публикация «Деловая игра „Что? Где? Когда?“ основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по речевому развитию» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
«Основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по речевому развитию детей на современном этапе образования»
МАДОУ детский сад «Толпар» города Баймак Место проведения: музыкальный зал МАДОУ детский сад «Толпар».
Время проведения: 08.11.2017г. в 10.00.
Категория участников: воспитатели старших и подготовительных групп, учителя – логопеды, педагоги – психологи детских садов и школ, учителя, завучи начальных классов,
Цель: обозначить проблемы преемственности дошкольного и начального образования по речевому развитию детей и пути их решения.
Ход игры:
Вед. : Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветсвовать вас всех на районном методическом объединении воспитателей старших и подготовительных групп.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». на тему: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности ДОУ и начальной школы по речевому развитию детей на современном этапе образования»
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)
Вед. : Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)
Вед: Сегодня мы начинаем прямую трансляцию осенней серии игр «Что? Где? Когда?», и я хочу представить команды знатоков:
• Команда знатоков «Дошкольники» два учителя - логопеда, два педагог – психолога, три воспитателя (Ф. И. О.);
• капитан команды (Ф. И. О.);
• Команда знатоков «Школьники» два учителя - логопеда, два педагог – психолога, три учителя (Ф. И. О.);
• капитан команды (Ф. И. О.).
Остальные педагоги болельщики.
А сейчас представим жюри:
1. ___
2. ___
3. ___
4. ___
5. ___
Жюри будет вести подсчет баллов (1 балл присуждается за 1 правильный ответ команде знатоков «дошкольники» или «школьники»
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?")
Итак команды готовы!
Блиц вопрос
- Задание знатокам обеих команд:
- Что вы понимаете под понятием преемственность между детским садом и школой?
Внимание на экран. На экране даны несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать.
Минута пошла.
Итак правильный ответ. Какая команда хочет первой ответить на блиц вопрос.
• Преемственность – это принцип, лежащий в основе системы непрерывного образования.
• Преемственность, как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию»
• Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
• В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
• Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Внимание правильный ответ:
Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка.
Только тогда, когда работа в детском саду будет направлена на такое развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на последующей ступени, а учителя начальных классов будут опираться и ориентироваться на материал, ранее усвоенный детьми, и тот опыт, который ими приобретён на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе сада и школы.
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)
Правила игры
Перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос. Сначала отвечает одна команда,если она ответила правильно ей очко, если нет, то ноль. Следующий вопрос отвечает другая команда, если она ответила правильно ей очко.
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Вед: Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию вопрос специально для педагогов – психологов:
• Перечислите компоненты психологической готовности детей к школе
Правильный ответ: интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая.
Следующий раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Вед: Итак, против знатоков играет медсестра детского сада (она прислала письмо)
Медсестра: Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье дошкольников - главная задача взрослых. Вопрос: раскройте важность физической готовности ребенка к обучению в школе.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Вед: Внимание! Правильный ответ.
Медсестра: Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.
Следующий раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
Вед: Внимание! «Черный ящик».
(Звучит музыка "Черный ящик" из передачи "Что? Где? Когда?".
Ассистент вносит черный ящик.)
Вед: Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Вед: Внимание! Правильный ответ: карандаш.
Следующий раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
Вед: Итак, против знатоков играет мама воспитанника детского сада. Внимание на экран (звучит видеовопрос).
Родитель: Уважаемые знатоки, моя дочь посещает подготовительную группу детского сада. В июне ей исполнится 6 лет. Она не умеет писать и читать, знает только буквы, совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже бегло читают, Я хотела бы отдать дочь в школу, но опасаюсь, что она не готова к обучению. Скажите, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Может быть, нам еще на один год остаться в детском саду? Посоветуйте.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Вед: Внимание! Правильный ответ. Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей готовности к школе, а ее основа - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное убеждение неверно. Для ребенка, поступающего в школу, наиболее важны определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка, поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу, подумайте, а стоит ли? Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает, что и в семь лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
«Музыкальная пауза»
Флешмоб со знатоками.
Следующий раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
Вед: Итак, против знатоков играет воспитанник детского сада (звучит видеовопрос). Внимание на экран.
Знатоки слушают запись интервью с ребенком:
• Хочешь ли ты идти в школу?
• Зачем тебе идти в школу? Что ты там будешь делать?
• Если играть в школу, кем ты будешь - учителем или учеником? Почему?
• Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Почему?
• Как ты думаешь, где лучше - в детском саду или в школе? Почему?
Вед: Оцените ответы ребенка, как вы думаете, готов ли он к школе? Обоснуйте ответ.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Вед: Внимание! Правильный ответ. Мальчик имеет общее представление о школе (о том, зачем туда ходят, чему учат). Однако у ребенка не сформирована социальная позиция, игровая деятельность преобладает над учебной. У детей должно быть сформировано положительное отношение к школе, учебной деятельности, учителю. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений ему трудно будет учиться, если не сформирована социальная позиция школьника. Воспитатель должен рассказывать об учителях, школе, читать книги, организовывать просмотры видеофильмов, экскурсии в школу. Это создаст у них положительную установку на учебу в школе.
раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
Следующий раунд
Вед: Внимание вопрос
В чем же заключается взаимосвязь и преемственность между звеньями логопедических служб детского сада и школы?
• Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.
• Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.
• В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.
• В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
Цель данной системы преемственности – реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Непрерывное образование от 3 до 10 лет. Подготовка к интегрированному обучению детей с нарушениями речи.
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Следующий раунд
Вед: Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
С этим вопросом нас уважаемые знатоки познакомит учитель начальных классов Рима Хасановна тема ее выступления: «Трудности, проблемы с которыми сталкиваются учащиеся в начальный период обучения в школе,
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Следующий раунд
Выступление учителя - логопеда школы №3 Ирназаровой Лилии Ягафаровны, на тему: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических уроках у младших школьников»
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Следующий раунд
Выступление педагог – психолога детского сада «Толпар» Расулевой Зайтуны Хамитьяновны, на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Следующий раунд
Выступление воспитателя
детского сада «Толпар» Кашкаровой Насимы Кудабаевны,» на тему: ««Дидактические игры для развития речи у детей»»
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Следующий раунд
Выступление педагог – психолога школы №1 Сариной Забиры Рафилевны, на тему: «Психологический портрет школьника»
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Выступление учителя - логопеда МАДОУ детского сада «Толпар» Туйкановой Гульсасак Разаковны, на тему: «Речевая готовность ребенка к школе»
Следующий раунд
- Что посоветуете родителям при подготовке ребенка к школе
- Развивать мелкую моторику : много лепить, рисовать, вырезать и клеить аппликации, штриховать картинки в книжках-раскрасках, не заходя за контур, собирать конструкции из мелких деталей конструктора;
- Развивать познавательные способности (память, внимание, восприятие, мышление);
- Выучить с ребё нком ответы на стандартные вопросы: имена родителей, домашний адрес, телефон, признаки времён года, названия месяцев).
Подводя итог, можно сказать что детский сад и начальная школа тесно связаны между собой. Преемственность между ними может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И наконец-то две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребёнка, получаемое в дошкольном учреждении.
Вед: А сейчас слово предоставляется жюри.
Закончить нашу деловую игру мне хотелось бы словами одного мудрого педагога Даниила Борисовича Эльконина: "Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – ПЕДАГОГ".